Как составить план занятий для ребёнка в младшей, средней и старшей школе
_846.jpg)
Младшая школа: личный пример и напоминания в картинках
Что может ребёнок? У человека за логические связи отвечает левое полушарие головного мозга, а за организацию и планирование — лобная доля. В возрасте 7–10 лет эти зоны всё ещё продолжают формироваться, поэтому строить долгосрочные планы дошкольникам пока что сложно. Лучше ограничиться планом на день — и составлять его каждый вечер.
«Некоторые дети к началу школьного обучения ещё недостаточно овладели функцией программирования и контроля. Им сложно выдерживать учебные нагрузки, выполнять домашние задания, осваивать большой объём новой информации. В таком случае важно не пренебрегать помощью специалистов — психологов и нейропсихологов. Так вы поможете ребёнку лучше адаптироваться к новым требованиям».
Как составить план? Во-первых, начать с себя. В этом возрасте дети всё ещё с удовольствием подражают взрослым. Поэтому следуйте простым и логичным ритуалам: подъём, зарядка, завтрак и так далее. Обращайте внимание ребёнка и на небольшие действия: например, переодеваться в домашнюю одежду, приходя с улицы, или убирать со стола сразу после еды. Но помните, что главный секрет успеха тут — постоянство. Лучше придумать несколько простых правил, которые легко соблюдать каждый день, чем множество сложных, выполнять которые в какой-то момент станет некогда или просто лень.
Во-вторых, превратите планирование в весёлый совместный досуг: обсудите важные дела и вместе нарисуйте красивый плакат, который можно будет повесить на видном месте. Или купите готовый вариант, например, с набором магнитных карточек-дел, и меняйте их каждый вечер перед отходом ко сну.
Как придерживаться плана? В этом возрасте следить за исполнением плана — задача родителей. Чтобы не скатиться в бесконечные нудные напоминания, специалисты рекомендуют следовать нескольким простым советам:
- Поддерживайте инициативу. Позвольте ребёнку сделать всё так, как ему хочется. Ваша задача — вызвать интерес, а не сделать идеальный мудборд с точным списком задач.
- Придумайте систему поощрений. Например, нарисуйте подсолнух, оставив сердцевинку свободной. За успешное выполнение пунктов плана выдавайте стикер-семечку для вклеивания в шаблон. Когда вся сердцевина будет заполнена, вы сможете предложить ребёнку приз и начать игру заново.
- Хвалите за успехи и не критикуйте за неудачи. Лучше предложите вместе подумать, что можно поменять, чтобы в следующий раз довести дело до конца.
Средняя школа: квест-план на неделю
Что может ребёнок?
«Средняя школа — стрессовый период гормонального всплеска, начала полового созревания. Продолжается рост и развитие лобных долей головного мозга, благодаря чему улучшаются исполнительные функции, такие как внимание, память и саморегуляция. Дети становятся более самостоятельными в планировании и управлении задачами. Однако они всё ещё могут быть подвержены импульсивным решениям из-за эмоциональных колебаний».
Младшие подростки, как правило, уже могут брать на себя ответственность за собственную учёбу и её результаты. Но иногда уделяют значительно больше внимания тем вещам, которые им более интересны. Поэтому важно помочь им соблюдать баланс между тем, что «нужно», и тем, что «хочется». Оптимальным в этом возрасте станет план на неделю.
Как составить план? Доверить эту ребёнку, подсказав правильный алгоритм действий. Выглядит он так.
Шаг 1. Определите цель. Зачем вообще понадобился этот план и какие у него плюсы по сравнению с выполнением дел в хаотичном порядке.
Шаг 2. Расставьте приоритеты. Большие и объёмные задачи отнимают много времени и сил. Мелкие задачи можно компоновать.
Шаг 3. Выберите формат. Отличный вариант для подростка — план-квест. Можно использовать специальные приложения для смартфона с игровыми интерфейсами — например, выращивать лес из выполненных задач в Forest или прокачивать персонажа в Habitica.
Шаг 4. Составьте расписание. Помните, что записать все дела — отдельное дело.
Шаг 5. Оцените результаты. Насколько комфортно и эффективно было работать по составленному плану? Это позволит внести изменения на будущую неделю.
Не забывайте обсуждать с ребёнком его мысли и чувства по поводу планирования. Обговаривайте цель, спрашивайте, насколько комфортно работать в выбранном темпе, и предлагайте помощь, где она требуется. Это позволит поддержать мотивацию и соблюдать режим как можно дольше.
Старшая школа: расширяем горизонт планирования
Что может ребёнок?
«Функциональные перестройки в организме затрагивают в первую очередь лобную кору головного мозга, что сказывается на всех функциях программирования и контроля. К 16–18 годам многие юноши и девушки обладают развитыми навыками планирования и ответственности за собственные результаты. Они могут не только планировать свой день, но и сознательно подходить к выбору профессии и пониманию жизненных перспектив».
В 10–11-м классах нужно определиться с будущей профессией, а значит, вузом для поступления и списком ЕГЭ. Поэтому диапазон планирования расширяется до года.
Как составить план? Оптимальный способ — двигаться от больших задач к меньшим. Предложите подростку воспользоваться таким алгоритмом:
- Определиться со своими интересами на будущее, выбрать список интересующих профессий. Тут может пригодиться помощь специалиста по профориентации — об этом мы подробнее писали в статье «Профориентация: как помочь ребёнку выбрать занятие по душе?».
- Изучить перечень вузов, в которых есть подходящие специальности, просмотреть список предметов для поступления и проходные баллы по ним.
- Определить уровень знаний и подсветить пробелы — тут потребуется совет преподавателей.
- Отметить даты промежуточных тестирований и пробных экзаменов. Прописать график подготовки.
- После каждого промежуточного этапа оценить результаты.
Так как задач много, лучше пользоваться электронными менеджерами задач. От простейших, как Google Task, до более сложных, с возможностью создавать множество подзадач и следить за выполнением дедлайнов.