Тест-драйв

Профориентация: как помочь ребёнку выбрать занятие по душе?

Большинство из нас задумалось о будущей профессии лишь в старшей школе. При этом специалисты говорят, что думать о работе не рано даже в детском саду. Узнали у психологов, как именно можно «профориентироваться» в разном возрасте.
Дети мастерят

Дошкольники: получаем первые навыки

Самый первый шаг к будущей профессии — это детские кружки и занятия: теннис, лепка или фортепиано. Но не стоит думать, что одно увлечение обязательно станет призванием на всю жизнь, говорит психолог Инна Кылымник. Каждый интерес ребёнка даст ему опыт, который в результате поможет выбрать профессию.

Родителям может казаться, что одновременное увлечение конным спортом, флористикой и иностранными языками только запутает ребёнка. Но это не так: каждый вид деятельности будет развивать определённый навык. В итоге это расширит возможности выбора профессии и поможет повзрослевшему ребёнку понять, что ему ближе на самом деле.

Инна Кылымник, психолог

Чтобы помочь малышу получить как можно больше навыков и знаний, родители могут:

  • замечать интерес и поддерживать начинания;
  • спокойно относиться, если ребёнок оставил увлечение;
  • обсуждать и подводить итоги: что понравилось, чему научился и почему потерял интерес к какому-то увлечению.
Профи умеют что угодно:
  • делать маникюр
  • ремонтировать
  • собирать мебель
  • создавать сайты
  • делать массаж
  • снимать видео
  • тренировать
  • программировать
  • рисовать
  • фотографировать
  • шить
  • чинить кран
  • преподавать
  • строить
  • стричь
Что ж, проверим

Такие разговоры не только помогут «закрепить материал», но и найти новое, действительно интересное занятие.

Начальная школа: играем в профессии

Этот возраст — отличное время, чтобы познакомиться с разными специальностями.

Можно смотреть научно-популярные и документальные фильмы, в которых рассказывают о профессиях. Или ходить на экскурсии на разные предприятия, расспрашивать сотрудников и знакомиться с оборудованием.

Ну и, конечно, играть. Игры в парикмахерскую, больницу или магазин — именно через них происходит первое знакомство с профессией.

Средняя школа: начинаем тестирование

В 5–9-м классах уже можно определить сферы профессиональных интересов ребёнка, его склонности и способности. Можно начать «от противного» — понять, что ребёнку точно не подойдёт. Например, вряд ли стоит подталкивать застенчивого подростка к профессии, которая требует много общаться с людьми, а неусидчивого сорванца — к кропотливой и неподвижной работе на одном месте.

Определиться точнее поможет психолог. Именно в средней школе многие родители впервые обращаются к специалисту с просьбой помочь ребёнку определиться.

У психолога есть целый арсенал методик для определения профессиональных склонностей. Например, в пятом-шестом классах это может быть короткая беседа на тему «Моё любимое занятие». В седьмом-восьмом классах ребёнок уже может написать эссе «Чем я могу помочь людям?». С девятиклассниками я использую методику «Хочу, могу, надо».

Начинать стоит как можно раньше, считает психолог Светлана Белолипецкая, потому что профориентация — это долгий процесс. Невозможно побеседовать со специалистом полчаса и получить секрет успеха.

У меня есть такие клиенты, которые проходят первое тестирование в восьмом классе. Потом они возвращаются через год, и мы смотрим динамику: какие-то профессиональные сферы уходят, другие, наоборот, усиливаются. Это действительно долгий процесс.

Рабочая встреча

Старшие классы: проверяем правильность выбора

К старшим классам большинство школьников уже примерно понимают, чем хотят заниматься. Но, возможно, подросток сомневается, сделал ли он правильный выбор? Анастасия Белова подсказывает, что есть четыре признака, что профессия подходит.

  1. Интересы соответствуют будущей профессии. Например, чтение статей про IT и желание работать программистом.
  2. Представления о профессии совпадают с реальностью. Для этого нужно пообщаться со специалистами из сферы или послушать интервью с ними, почитать статьи.
  3. Есть понимание того, сколько получают специалисты в области. Но при этом величина зарплаты не является основной причиной выбора.
  4. Есть список компаний, в которых хочется работать.

Я советую выпускникам школы выбирать не только профессию, но и конкретное место работы. Это поможет чётко сформулировать цели. Так школьник будет лучше понимать, ради чего учиться в вузе и что ждёт его после.

Что касается денег, то это далеко не лучшая причина для выбора профессии. Самая хорошая и долгосрочная мотивация — это искреннее желание что-либо делать. Спросите подростка: стал бы он работать в этой сфере бесплатно? И если нет, то в какой стал бы?

Анастасия Белова, преподаватель

Бывают ситуации, когда подросток определился, но родители не согласны с его выбором. В таком случае стоит попытаться понять, чем именно продиктован выбор и насколько серьёзно подросток к нему относится. Если он действительно увлечён делом, то родителям, возможно, стоит уступить. В конце концов, работать по этой профессии предстоит не им.

Что делать, если ребёнок не может выбрать

Часто ребенок не может сам сделать выбор. Происходит это по нескольким причинам. Первая: недостаток информации. Такое случается, особенно когда дело касается современных профессий. Иногда родители и сами не знают, чем занимается гейм-дизайнер, маркетолог или UX-редактор. В этом случае стоит поискать среди своих знакомых кого-то, кто мог бы рассказать ребёнку о своей работе. Это полезно ещё и потому, что подросткам часто бывает сложно говорить с родителями на важные темы.

Если ребёнку нелегко открыто обсуждать эту тему с родителями, можно обратиться к психологу. Специалист создаёт безопасное пространство для рассуждения на тему будущего, где можно поговорить о страхах и тревогах по поводу предстоящего выбора.

Ирина Белова, психолог

Второй причиной трудностей с выбором профессии может стать авторитарное воспитание: к мнению ребёнка редко прислушивались, он не привык его высказывать и потому не знает, чем хотел бы заниматься.

В результате родители выбирают за ребёнка, а он лишь спустя несколько лет понимает, что его профессия — это не его мечта, а мечта его бабушки или мамы. Интерес к учёбе пропадает, ребёнок учится кое-как или просто ради «корочки», не получая при этом реальных знаний или навыков. Поэтому психолог Светлана Наймушина уверена: важно дать ребёнку возможность решить самому.

Я ребятам, с которыми работаю, говорю: учись так, как считаешь нужным, но будь готов, что в будущем тебе захочется стать самым лучшим и востребованным специалистом, которому платят больше всех, — дети эту фразу очень любят.

Когда ты владеешь информацией, знаниями, ты спокоен, вежлив, любознателен, ищешь доказательства и находишь, умеешь отстоять своё мнение — у тебя всё получится. Ты можешь жить где захочешь, работать сколько захочешь и кем захочешь. И неважно, будешь ты дворником или нобелевским лауреатом. Важно, что ты будешь счастлив.

У нас есть самые разные репетиторы

Дети Образование

Похожие статьи