Как репетитору брать плату за отмены и переносы

Зачем брать оплату за пропуски
Несостоявшийся урок — это не свободное время, когда учитель может поспать, поесть или поиграть в компьютер. Это упущенная выгода и нарушение рабочего распорядка. Если человек «забронировал» урок и не пришёл, он всё равно потратил время учителя. Поэтому требовать оплату — логично.
Но что делать, если перенос — не разовый случай, а регулярное явление? Тут у специалистов Профи нет единого мнения. Одни считают, что с патологическими «опоздунами» не стоит сотрудничать вовсе, даже с компенсацией: с постоянными отменами, переносами и задержками даже на пять минут выстроить рабочий график будет крайне тяжело.
«Когда ученик за 5 минут до занятия говорит, что его не будет, и не считает нужным оплачивать урок, я принимаю меры. Первый раз могу простить и объяснить, что в следующий раз оплата обязательна. Во второй мы прощаемся».
Другие отмечают, что перемена планов, даже частая, не повод отказываться от хорошего и адекватного в остальном клиента.
Чернорицкая Ольга репетитор по русскому языку и литературе
Больше специалистов«В начале пути преподаватели очень переживают из-за отменённых уроков и часто просят компенсацию за такие занятия. С опытом можно воспринимать отмену как время для отдыха и перезагрузки».
Как установить правила
Всё обсудить на берегу. Чтобы обе стороны знали, какие «санкции» будут наложены за пропущенный урок. Оптимальный вариант: заключить договор, в котором чётко указать все случаи и соответствующую оплату за них. Но нужно понимать, что у клиента всегда есть возможность отказаться. Преподаватели Профи считают, что, возможно, это даже к лучшему: общение с такими учениками в дальнейшем будет только усложняться.
Переносы и отмены со стороны педагога тоже должны оговариваться заранее. Можно предложить ученику проводить дополнительное занятие в удобное время бесплатно, если вы вынуждены были отменить урок за несколько часов или даже минут. Это укрепит доверие между вами и клиентом.
Какую сумму просить за перенос
В образовательном процессе всё индивидуально — и в финансовых вопросах тоже. Каким-то преподавателям важно, чтобы урок был оплачен полностью, другие предпочитают брать 50% или другую сумму, чтобы не нарываться на негатив со стороны ученика.
Чаще всего размер компенсации определяется временем, за которое ученик предупредил об отмене занятия.
«Я с учениками поступаю так: если они отменяют урок за 2 часа до начала, то он считается состоявшимся. Если более чем за 2 часа — прошу 50%-ную оплату. Если урок отменяют с вечера, то никаких проблем нет, и занятие можно перенести без штрафов».
Репетиторы Профи также советуют попробовать формат пакетной оплаты или абонементов. Это значит, что ученик платит не за каждое занятие, а сразу за несколько или за какой-то период вперёд, например за месяц. Такой подход часто практикуют в частных школах или на курсах, чтобы гарантировать оплату в случае пропусков.
В каких случаях брать оплату не стоит
Бывают ситуации, в которых брать оплату за несостоявшееся занятие просто неэтично. Авария, внезапная болезнь или травма — иными словами, действительно серьёзные происшествия, которые невозможно предугадать.
Здесь придётся работать на доверии: вы никогда не сможете проверить, действительно ли у ученика разболелась голова или он просто не хочет приходить на занятие. Но если форс-мажоры встречаются слишком часто, это повод задуматься: неужели у человека такая плохая карма?
Иногда у учителя и ученика представления о внештатных ситуациях сильно различаются. Поэтому такие случаи тоже лучше обсудить на берегу, чтобы потом не оказалось, что задержка на работе или дождь на улице — это тоже повод не оплачивать урок.
Некоторые ученики, говорит преподаватель саксофона Екатерина Рамжаева, и сами готовы в случае форс-мажора предоставить преподавателю компенсацию.
Что делать, если ученик не платит
Если между репетитором и клиентом заключён договор, то в нём должно быть прописано, что делать в подобном случае. Если договора нет, говорят специалисты Профи, то выбивать оплату из ученика не имеет смысла.
Нежелание платить за несостоявшийся урок — чаще всего не разовая акция, а жизненное убеждение. Доказать такому ученику, что отменённое или перенесённое занятие должно быть оплачено, крайне сложно. Поэтому лучше один раз остаться с неоплаченным уроком и попрощаться с учеником.