Тест-драйв

Я сам! Когда и как приучать ребёнка к самостоятельности

Все мы восхищаемся самостоятельными детьми. Но иногда даже не задумываемся, что самостоятельность — это не врождённое свойство, а результат большой работы родителей. Узнали о специалистов, когда и как эту работу проводить.
приучать ребенка к самостоятельности

Малыши 1–2 лет

Психолог Анна Богданова объясняет, что самостоятельность формируется уже на первом году жизни: малыш начинает сам пить из чашки, есть небольшими кусочками, дотягиваться до предметов, которые лежат далеко. А с полутора лет — снимает и надевает шапку, варежки, носочки.

В два года большинство детей уверенно пользуются ложкой, раздеваются и одеваются без помощи взрослых. На этом этапе родителям важно не проявлять нетерпения и не препятствовать проявлениям инициативы — даже если постоянные эксперименты мешают, приводят к бардаку или раздражают. Но подавлять негативные эмоции тоже не стоит. С ними необходимо работать, подчёркивает Анна Богданова.

Если родитель не справляется с эмоциями из-за поведения ребёнка, лучше обратиться к специалисту и проработать проблему.

Тоддлеры 3–6 лет

Стремление к независимости особенно ярко проявляется во время так называемого «кризиса трёх лет». Задачи родителей в этот период — показать, как правильно выполнять определённые действия и оградить от опасностей. Например, объяснить, как есть вилкой, но при этом проследить, чтобы малыш не поранился острыми зубчиками. А главное, как можно чаще поощрять детскую самостоятельность: например, доверить трёхлетке выбор одежды или посоветоваться, что приготовить на ужин. К тому же ребёнку по силам самому убрать игрушки, надеть обувь и сходить в туалет.

В 5 лет детям можно поручить несложные домашние дела: подмести или разложить вещи по местам. Ответственность за личную гигиену тоже постепенно переходит к ребёнку. Родители могут оказывать помощь, но при этом важно признавать право малыша на личные границы: пятилетка уже может сам принять душ и почистить зубы.

Шестилетке доверьте приготовить бутерброды, налить чай и помыть посуду. А при подготовке к школе — позвольте выбрать тетрадки, ручки и пенал. Это пробудит интерес к учёбе.

Психологи советуют организовать деятельность в форме игры, чтобы ребёнок с удовольствием выполнял простые поручения. У малыша может не всё получиться с первого раза, но даже в случае неудачи следует проявить чуткость, приободрить и похвалить его.

Младшие школьники

Начальная школа — подходящее время, чтобы научить ребёнка учиться самостоятельно. Конечно, школьникам младших классов сложно организовать себя и выполнить задания от начала и до конца. Поэтому специалисты рекомендуют вместе с ребёнком составить распорядок дня и чётко его придерживаться: выделить время на учёбу, отдых, кружки и прогулки.

При этом важно установить правила поведения: например, во время учёбы убирать подальше телефон и игрушки. Но не стоит садиться рядом и пытаться контролировать все действия: решать задачки и диктовать ответы. Ребёнку важно научиться концентрироваться и нести ответственность за результат. Конечно, первое время придётся проверять домашние задания. Но постепенно старайтесь свести вмешательство к минимуму и оказывайте помощь лишь тогда, когда сам школьник попросит об этом.

Контроль рождается от тревожности, страхов. Это страхи в первую очередь самих родителей. С ними и стоит работать. Ответить себе честно на вопросы:

— Какое беспокойство заставляет меня проверять и контролировать ребёнка?

— Что может с ним произойти, если я перестану его контролировать?

— Как он научится сам что-то делать, если я буду ему постоянно напоминать, проверять, помогать?

В 6–9 лет можно начинать обучать детей финансовой самостоятельности. Делать это удобнее всего на практике, например во время походов по магазинам: учить разбираться в номинале купюр, пересчитывать сдачу. А дома рассказывать о заработной плате: вместе посчитать, сколько игрушек можно купить без ущерба для семейного бюджета.

Деньги на карманные расходы специалисты советуют выдавать, когда ребёнок чётко понимает, зачем ему нужны личные средства. Ведь умение ставить цели — один из важных показателей самостоятельности. Ребёнок, который сам копит на дорогую покупку, также учится принимать решения и нести за них ответственность.

Подростки

Психолог Дарья Зотова объясняет, что к подростковому возрасту у детей появляется острое желание быть самостоятельными. Теперь задача родителей — найти золотую середину между чрезмерной опекой и попустительством .

Правильный шаг, считает специалист, — установить границы дозволенного, но не слишком строгие. Например, потребовать от подростков возвращаться домой в 9–10 часов вечера, а не в 12 ночи. Чтобы ребёнок спокойно воспринял ограничения, важно объяснить ему причины введения того или иного правила и ответить на вопросы. Не давите авторитетом, советуют психологи, а ведите диалог: интересуйтесь мнением ребёнка, взвешивайте доводы и лишь затем принимайте решения.

Если подростки незначительно нарушают правила — например, задерживаются на 5 минут, Дарья Зотова рекомендует не накидываться с нравоучениями и не отчитывать, а рассказать о причинах вашего беспокойства. Как маленьким детям говорят «не садись в машину к незнакомым людям», так и с подростками можно беседовать о вреде наркотиков, спиртного, об опасности входить в лифт или подъезд с посторонними, ходить на вечеринки к малознакомым людям.

Помните, что вы не сможете уберечь своего ребёнка от всего на свете: он сам должен познавать жизнь, ошибаться, нарабатывать жизненный опыт.

Главная задача родителя — объяснить правила безопасности и не дать ребёнку «упасть». Он сам выберет путь, важно не мешать.

Полезно будет найти для подростка домашние обязанности. Он достаточно взрослый для того, чтобы самостоятельно убрать свою комнату, приготовить ужин для семьи или выбросить мусор.

К тому же по закону подростков с 14 лет можно привлекать к лёгкому труду в свободное от учёбы время, но не более 4 часов в день. Для этого необходимо письменное согласие родителей или опекунов, а также органа опеки и попечительства. А уже с 16 лет подростки имеют право самостоятельно заключать трудовой договор, без согласия родителей.

Дайте подростку понять, что взрослая жизнь — это не только права, но и обязанности, а также ответственность за свои поступки.

Но не забудьте упомянуть, что не страшно допускать ошибки в процессе обучения. Главное — научиться признавать их и делать соответствующие выводы, чтобы в будущем избежать повторения.

Дети Психология

Похожие статьи