Тест-драйв

Как помочь необщительному ребёнку дружить, играть и учиться

Многие родители, увидев, что ребёнок ни с кем не общается на детской площадке, сразу решают, что ему будет некомфортно в детском саду и школе. Психологи советуют не спешить и разобраться в причинах такой стеснительности. Ведь общению можно научить.
Необщительный ребенок

Почему ребёнок необщительный

Причин, по которым ребёнок ни с кем не играет, может быть несколько. Одни дети просто стеснительные от природы и не знают, как вести себя в непривычной обстановке или с незнакомыми людьми. Вторых родители так сильно опекали, что практически лишили возможности натренировать навык общения со сверстниками самостоятельно. А третьи пережили в самом раннем возрасте стрессовую ситуацию, получили психологическую травму и теперь плохо идут на контакт. Но что бы ни заставляло ребёнка прятаться за родителей, отказываться от социализации полностью психологи не советуют.

Навык общения нужно постепенно, мягко развивать. Сидя дома с мамой и папой, этого не сделать. Ребёнок всегда будет для своих родителей маленьким, а ему нужно быть с кем-то на равных. Это как научиться плавать — можно прочитать кучу книжек, но плавать сам ты можешь только в воде.

Как помочь ребёнку преодолеть стеснение

Научить общаться можно, если соблюдать главный принцип: социализация не должна быть принудительной. Попытка «заставить дружить» вызовет у ребёнка стресс, который только усугубит проблему.

С самыми маленькими начните с игровой терапии: с любимыми куклами или роботами разыгрывайте сценки знакомства, взаимодействия во дворе или песочнице. Затем выходите на улицу и вместе понаблюдайте за тем, как играют другие дети. После того как малыш заинтересуется, можно попытаться вовлечь его в совместную игру — для этого купите мыльные пузыри или мячик. И не забывайте подбадривать ребёнка и хвалить его даже за небольшой прогресс.

Следующий этап — детский сад. Здесь психологи советуют придумать ритуалы, которые помогут малышу расслабиться ещё до прихода в группу. «Можно использовать разные стратегии: давать ребёнку с собой любимые игрушки; ходить в сад одной и той же знакомой дорогой; посещать сад сначала до обеда, а уже затем — на целый день», — рассказывает специалист по подготовке к школе Галина Макаревич.

Со школой всё немного сложнее. На то, чтобы настроить ребёнка на поход в первый класс, может потребоваться несколько лет.

Галина Викторовна Макаревич специалист по подготовке к школе

4,97 35

Открыть анкету

К школе надо начинать готовить ребенка за 1–2 года. Рассказывать, как там интересно. Смотреть фильмы и читать книги на школьную тематику. Осваивать базовые школьные навыки: счёт, письмо, чтение. Необщительному малышу хорошо бы найти 2–3 друзей, которые пойдут с ним в один класс. А ещё предупредить учителя о психологических особенностях ребёнка.

Читайте также: «Первый класс: как подготовиться к школе и детям, и родителям»

А если ничего не помогает?

У детского сада и школы есть много плюсов. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится дружить и договариваться. А сидя на уроке и выполняя домашние задания, разовьёт усидчивость, собранность и ответственность. Но не стоит забывать и про минусы. Ведь для необщительных детей даже ответ у доски представляет сложность. Страх опозориться перед учителем и одноклассниками может усугубить закрытость ребёнка.

В этом случае стоит рассмотреть вариант семейного обучения, а для социализации оставить кружки по интересам и спортивные секции — специалисты утверждают, что такой коммуникации ребёнку будет более чем достаточно. Конечно, обучение дома потребует от родителей значительных моральных и физических затрат. Им придётся самостоятельно приучать ребёнка работать по расписанию и чередовать учёбу с игрой, прогулками, домашними обязанностями. Однако, считает Галина Макаревич, нет ничего невозможного.

Галина Викторовна Макаревич специалист по подготовке к школе

4,97 35

Открыть анкету

Можно привлечь родственников, присоединиться к онлайн-школе, найти детские клубы английского, танцев, плавания. Учебные навыки, а также навыки коммуникации, самоорганизации, умение работать в команде формируются постепенно. Контролировать этот процесс может тьютор или наставник со стороны, который поможет родителям грамотно выстроить учебную деятельность ребёнка.

Вернуться в обычную школу спустя несколько лет тоже вполне реально. Для этого специалисты советуют продумать вместе с учителем и психологом план мягкой адаптации и постоянно следить за состоянием и реакциями на стресс у ребёнка.

Например, можно договориться, чтобы сначала школьник посещал уроки по расписанию лишь частично. А пока он находит общий язык с другими ребятами, быть для него безусловной поддержкой. «Принимайте и одобряйте ребёнка с любыми качествами: стеснительного и необщительного, с пятёрками и без. Даже если он не такой открытый, спортивный, умный, как бы вам хотелось, не транслируйте, что с ним что-то не так. Обсуждайте с ним даже самые незначительные страхи. И чаще говорите ему: я тебя любого принимаю, одобряю», — советует Майя Мотора.

Дети Образование Психология

Похожие статьи