Проверка мифов

Буллинг: пять мифов про детей-агрессоров

Когда речь заходит о травле и агрессии в школе, на первый план выходит жертва. Об агрессорах упоминают намного реже. Мы решили поговорить о них с детскими психологами.
Травля в школе

Миф 1. Агрессоры — это дети из неблагополучных семей

Это заблуждение. Да, ноги чаще всего растут из семьи, но её достаток и социальный статус здесь не играют важной роли. Куда больше влияют на поведение ребёнка методы воспитания.

Буллером может стать ребёнок даже из социально благополучной семьи, если дома ему запрещают выражать адекватную злость и обиду. „Ну и что, что младший брат сломал твою поделку, — не ори!“ „Подумаешь, не выбрали капитаном команды по волейболу, — не ной!“ Все эти подавленные накопившиеся эмоции могут выплеснуться в другом месте.

А бывает и обратная ситуация, рассказывает психолог Анна Семёнова. Родители сдувают пылинки с ребёнка, но с окружающими ведут себя неуважительно, пренебрежительно и даже агрессивно. Ребёнок, как рупор происходящего в семье, переносит привычные и понятные ему отношения на сверстников.

Но даже если ребёнок сам перенёс насилие в семье, это не означает, что он станет буллером.

Ребёнок, испытав на себе насилие, может принять одно из двух противоположных решений:

  • я никогда не обижу другого, поскольку знаю, каково это — испытывать боль, страх и унижение;
  • я хочу стать агрессором, чтобы не быть беспомощным и беззащитным, а чувствовать силу и власть.
Анна Семёнова, психолог

Миф 2. Буллер — это ребёнок с низкой самооценкой.

Буллером может быть ребёнок и с низкой, и с высокой самооценкой, объясняет Людмила Азарова. Психолог советует обратить внимание на другие качества.

Объединяет буллеров импульсивность, эмоциональная бесчувственность, низкая способность к эмпатии, стремление к лидерству, но при этом отсутствие конструктивных навыков взаимодействия.

Психолог Наталья Жидиханова тоже считает, что самооценка тут ни при чём: «Агрессивное поведение может быть вызвано не аффектами, а расчётом. Многие буллеры прекрасно умеют вести себя корректно, но не делают этого, так как не чувствуют, что возможно наказание».

Психолог Анна Семёнова объясняет, что по-настоящему несчастные дети с низкой самооценкой скорее не причинят боль другому. Такие дети сомневаются в себе, порой считая, что если их обижают, то они этого заслуживают. Они могут даже сочувствовать тем, кто их травит, рассуждая: «Ему так плохо внутри, вот он и озлобился. Он не ведает, что творит».

Миф 3. Родители агрессоров знают о поведении своих детей и ничего с этим не делают

Это не так. Распознать в своём чаде обидчика довольно сложно. И на это есть несколько причин.

Во-первых, родители редко видят полную картину взаимодействия своего ребёнка с другими детьми. Но даже если они и наблюдают за его общением со сверстниками, бывает трудно определить, что выходит за пределы нормы и должно вызывать беспокойство.

Только человек, который точно понимает что характерно для возраста, а что относится к индивидуальным особенностям, может увидеть поведение агрессора.

Во-вторых, некоторые родители из-за собственных психологических травм не видят агрессивные проявления у ребёнка. «Они верят, что если ребёнок и ведёт себя как-то не так, то это потому, что они недостаточно хорошие родители. „Прозревать“ они начинают после тревожных звоночков извне. Например, после сообщения от классного руководителя», — говорит Анна Семёнова.

Профи умеют что угодно:
  • делать маникюр
  • ремонтировать
  • собирать мебель
  • создавать сайты
  • делать массаж
  • снимать видео
  • тренировать
  • программировать
  • рисовать
  • фотографировать
  • шить
  • чинить кран
  • преподавать
  • строить
  • стричь
Что ж, проверим

Но в жизни действительно случаются ситуации, когда родители не считают нужным замечать, что их ребёнок — агрессор. Анна Семёнова объясняет, что так происходит, когда некоторые формы насилия допускаются внутри семьи. Такие родители даже после звонка из школы могут не только не признать проблему, но и обвинить учителя в плохом обращении с их ребёнком.

Психологическая помощь родителям

Миф 4. Помощь необходима только жертве буллинга

Нет, она нужна всем участникам конфликта: агрессору, жертве и их родителям. Иначе даже если жертва сможет переломить ситуацию и выйдет из игры, агрессор найдёт следующую мишень.

При этом правила оказания психологической помощи для всех свои. Если жертве лучше говорить с психологом напрямую, то с агрессором эффективнее общаться через родителей.

Взрослых нужно консультировать по поводу воспитания ребёнка с такими наклонностями. Родители для детей остаются наибольшим авторитетом и, в отличие от педагогов и психологов, могут обозначить ребёнку границы поведения по отношению к другим детям.

Миф 5. О буллинге стоит беспокоиться только родителям подростков

Увы, с проблемой буллинга ребёнок может столкнуться даже в дошкольном возрасте.

Есть дети, которые из кризиса трёх лет вынесли умение манипулировать членами своей семьи. И они активно используют этот навык, оказавшись в детском саду: пытаются оказывать эмоциональное или физическое давление на своих одногруппников. Поэтому очень важно как можно раньше понять причины агрессии и помочь ребёнку.

Встречаются случаи буллинга и в начальной школе. В этом возрасте дети очень чувствительны к оценке взрослого и легко перенимают его мнение. Поэтому, объясняет Ольга Трескунова, ребёнок, получающий постоянные публичные укоры от учителя, может превратиться в изгоя.

У нас есть самые разные репетиторы

Дети Психология

Похожие статьи