Мнение эксперта: почему групповые занятия могут быть эффективнее индивидуальных?
Ребёнок молчит на уроках английского, потому что боится сделать ошибку и получить замечание перед всем классом. Учитель идёт вперёд по программе, не объяснив тему как следует, а дома вы сидите часами над домашкой. Контрольные и диктанты вызывают страх. Многие родители считают, что лучший выход для застенчивого ребёнка в этом случае — индивидуальные занятия с репетитором. Кажется, преподаватель может объяснить всё до мелочей, а ребёнок задаст те самые «глупые» вопросы, которые боится озвучить в классе. Но через пару месяцев прогресс замедляется, а у ребёнка пропадает интерес. Почему так происходит?
История одной мамы
«Когда Ирина обратилась ко мне, она сказала: «Нам точно нужен индивидуальный подход. Олегу сложно концентрироваться, да и он стесняется людей». Мы начали заниматься один на один. Олег справлялся с заданиями, но я заметила: ему скучно».
На одном из уроков я предложила попробовать занятия в группе. «Это не для нас, — ответила Ирина. — Он не вытянет». Я понимала её беспокойство, ведь для неё группа означала хаос, где её ребёнок просто потеряется. Как в школе, где классы по 15–20 человек. Но всё же она согласилась попробовать.
И вот что произошло. В группе Олег сразу нашёл друга. Они вместе смеялись над ошибками, соревновались в играх и даже спорили, кто лучше составит диалог. А самое главное — Олег начал говорить! Не идеально, но уверенно. Через месяц Ирина призналась, что её сын стал активнее даже в школе.
Почему так получилось? Групповые занятия — это не о толпе. Это о поддержке. 2–4 человека — это уже группа, но с индивидуальным подходом. Группы создают атмосферу, где ребёнок видит, что ошибки делают все, он не один такой. И это не повод для стыда, а шанс научиться.
В группе ребёнок учится сотрудничать. Вместо того чтобы бояться сказать что-то неправильно, он пробует. Потому что рядом сидят такие же, как он.
А вот что важно для родителей:
- Вы экономите. Да, групповые занятия стоят дешевле, но это не единственная выгода. Вы видите, как ребёнок становится более уверенным и открытым. А это бесценно.
- Вы уменьшаете собственную нагрузку. Вам больше не нужно убеждать ребёнка идти на урок или доказывать, зачем это нужно. Группа сама вдохновляет его. Возникает эффект соревнования.
- Вы даёте больше. Потому что ваш ребёнок учится не только языку, но и взаимодействию с другими — навыку, который понадобится ему всю жизнь.
Это в особенности касается изучения иностранных языков. Если математические формулы можно учить один на один, то английский — это в первую очередь общение. Дети учатся составлять диалоги, разыгрывать сценки, обсуждать что-то на английском. Так им гораздо легче преодолеть языковой барьер и развить навыки аудирования.
Что касается запоминания слов, то, по статистике, в группе ученики запоминают в 3–4 раза быстрее, чем индивидуально, благодаря многократному повторению.
Ирина когда-то переживала, что её Олег затеряется в группе. Сегодня она видит, что её сын может не только учиться, но и вести за собой. И, возможно, ваш ребёнок способен на то же самое.