Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Проверка мифов

Мифы о психологах: чего не стоит ждать от терапии?

Многие надеются, что психолог за одну встречу поможет разобраться с проблемой или даст совет, как всё поправить. Когда этого не происходит — наступает разочарование. Разбираемся, почему работа со специалистом может не оправдать ваших ожиданий.
Пазл

Миф № 1: психолог не дал мне никакого совета — он плохой специалист

Это миф. Цель специалиста — помочь вам раскрыть свои сильные стороны и научиться разбираться в ситуации, делать выбор и не бояться ошибок. Поэтому на вопросы «менять работу или нет?» и «не пора ли развестись?» вы должны отвечать самостоятельно, опираясь на совместную работу с терапевтом.

«Мы можем предлагать техники, методы, показывать направление, но не давать конкретные советы. Иначе есть риск навредить клиенту», — объясняет психолог Мария Израйлева. Если терапевт советует, как поступить, он фактически принимает решение за клиента. При длительной терапии это может привести к тому, что человек попадёт в зависимость от чужого мнения и отвыкнет самостоятельно отвечать даже на простые бытовые вопросы.

«Если вы находитесь в тупике и совсем не знаете, что делать, специалист может предложить вам несколько выходов из положения. И помочь определить, какие у них есть плюсы и минусы. Но окончательный выбор вы должны сделать сами. Такой подход полезен ещё и тем, что расширяет ваш взгляд на ситуацию. И вам в голову может прийти собственное, более подходящее решение».

А ещё психолог может порекомендовать, как улучшить физическое или моральное состояние. Например, наладить режим дня, заняться физкультурой, начать вести дневник эмоций или записывать мысли. А если вы страдаете от мигреней или находитесь в депрессии — посоветовать пройти обследование или направить к врачу, чтобы подобрать медикаменты.

Миф № 2: психолог не помог за одну встречу, зато постоянно предлагал курс — он хочет на мне заработать

Бывают случаи, когда с запросом можно разобраться за один сеанс. Но это скорее исключение.

Часто к тому моменту, когда человек решился на визит к терапевту, проблема уже формировалась в течение нескольких месяцев или лет. Это значит, что специалисту как минимум потребуется время, чтобы во всём разобраться.

Ирина Ситникова предлагает простую метафору. Представьте, что у вас сломалась машина. Вы пришли в автосервис и сказали мастеру: «Внутри что-то стучит, подскажите по-быстрому, как это исправить». Вряд ли автомеханик не глядя ответит на этот вопрос. Скорее всего, вам предложат оставить машину на диагностику.

«За одну встречу вы успеете только определиться с запросом и примерным сроком работы над ним. В большинстве случаев потребуется хотя бы краткосрочный курс — 10 сеансов. Как показывает практика, это минимальный период, за который можно добиться изменений».

Чтобы избавиться от ощущения, что терапия будет длиться бесконечно, специалист может предложить наметить условный план действий: к каким результатам вы хотите прийти и что будете считать промежуточными достижениями.

Многое будет зависеть и от метода, по которому работает психолог. Например, когнитивно-поведенческая терапия предполагает не только частые встречи со специалистом, но и большой объём самостоятельной «домашней» работы. А вот гипноз, наоборот, используют в качестве краткосрочной терапии — чтобы проработать какую-то конкретную проблему.

Мария Израйлева добавляет, что имеет значение и то, насколько вы готовы работать над задачей: «Бывают случаи, когда человек хочет измениться, но изнутри идёт стойкое сопротивление. Тогда терапия получается долгой, а иногда не получается вовсе».

Миф № 3: психолог весь сеанс молчал и слушал меня — он не знает, как мне помочь

Это миф. Скорее пора начинать волноваться, если терапевт часто говорит вместо вас.

На первой встрече ваша задача — рассказать о проблеме, а психолога — выслушать и помочь сформулировать запрос.

Дальше всё зависит от вашего характера. Кто-то готов каждую сессию что-то рассказывать самостоятельно, а кому-то легче отвечать на вопросы. Во втором случае специалист действительно может подталкивать вас к тому, чтобы начать разговор: хороший психолог должен уметь подстроиться под клиента и построить консультацию в форме диалога.

Однако важно помнить, что ситуация, когда на сеансе психолог вас перебивает, говорит о вас или, того хуже, о себе — грубая терапевтическая ошибка. Для монолога терапевта должны быть объективные причины — например, ему нужно рассказать вам о методах работы, объяснить, как делать упражнения или задания. Но фокус всегда должен оставаться на вас.

Бонус: как подготовиться к первому сеансу

  1. Постарайтесь сформулировать проблему: что вас не устраивает, почему, как давно это происходит. И определить цель, к которой хочется прийти.
  2. Почитайте о направлениях в психотерапии и подумайте, какое может вам подойти. Будьте готовы к тому, что придётся попробовать несколько разных методов.
  3. Решите, сколько времени вы готовы потратить на терапию. Учитывайте не только посещение специалиста очно или онлайн, но и выполнение заданий между встречами. Кроме того, стоит сразу определить комфортный для вас бюджет.
  4. Узнайте об образовании и навыках заинтересовавшего вас специалиста, уточните, с какими запросами он работает. Например, специалисты Profi.ru должны иметь не только психологическое или медицинское образование, но и пройти курсы по конкретному терапевтическому методу.
  5. На первом сеансе поговорите с психологом о своих ожиданиях от терапии. Ирина Осокина объясняет, что иногда люди приходят на приём, посмотрев фильм или услышав рассказ знакомого. И разочаровываются, если психолог ведёт консультацию иначе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Психология

Похожие статьи