Работают ли двойки за поведение?
Немного истории
Оценки за поведение не новшество. Ещё в дореволюционной России оценивали «честное поведение» учащихся и делали пометки в аттестате. Так, например, можно было получить приписку «с превосходными успехами при честном поведении», «весьма нерадив» или «очень рачителен». С приходом к власти большевиков от таких характеристик отказались — вплоть до 1932 года. Затем было несколько лет экспериментов. И только в 1943 году за соблюдение правил стали ставить такие же оценки, как по остальным предметам. Притом из-за двойки могли исключить из школы, а без пятёрки не стоило и рассчитывать на золотую медаль.
В 1970-м эту систему заменила трёхступенчатая с отметками «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное» поведение. Если ученик получал «неуд», то к экзамену его не допускали и вместо аттестата выдавали справку о прослушивании курса средней общеобразовательной школы. В 1980 году появилась отметка за прилежание, от которой зависело, получит ли школьник медаль. В 1989-м оценки за поведение отменили, но в некоторых школах их продолжали неформально ставить.
Эксперимент: как устроена новая система
С осени 2025 года оценки за поведение ввели в 84 школах 7 регионов России — для учеников с 1-го по 8-й класс. Старшеклассников, которые и так испытывают сильный стресс перед экзаменами, нововведение не коснулось.
Предусмотрены три варианта оценивания: двухуровневый (зачёт/незачёт), трёхуровневый («примерное», «допустимое», «недопустимое») и пятиуровневый (от «отлично» до «совсем неудовлетворительно»). По итогам эксперимента планируют выбрать одну, самую удобную и рабочую модель.
В школах СССР оценивали поступки и стремления, и любая отметка ниже «отлично» считалась поводом для воспитательной работы. Сейчас оценивать школьников будут по таким критериям, как «дисциплинированность», «соблюдение норм межличностного взаимодействия с обучающимися и взрослыми», «социальная активность» и «правомерное поведение».
Выставлять оценки за поведение предстоит классным руководителям, учитывая мнения других педагогов и администрации школы. В Минпросвещения отмечают, что цель — укрепить сознательную дисциплину школьников. В перспективе оценку за поведение будут вносить в аттестат, и от неё станет зависеть, получит ли ученик документ об окончании школы.
А что в других школах?
В школах, которые не участвуют в эксперименте, продолжит действовать система ответственности за проступки: за неисполнение и нарушение школьного устава, правил внутреннего распорядка и требований к дисциплине ученики могут получить замечание, выговор и даже отчисление — правда, только с 15 лет.
С чем оценка за поведение не поможет?
Специалисты считают, что на поведение ребёнка в школе влияет не только воспитание, но и отношения с одноклассниками, личные кризисы и переживания, а также неврологические и возрастные особенности. Поэтому не стоит рассчитывать, что оценка сама по себе поможет справиться с плохим поведением.
«Отклоняющееся поведение ребёнка — всегда сигнал для взрослых и повод задуматься о том, что происходит. Семейная ситуация, трудности взаимоотношений со сверстниками, психологические проблемы? Исходя из этого, можно понять, как именно повлиять на поведение ребёнка».
Для детей с нарушениями эмоционального спектра оценка за поведение также может быть неэффективной. Чем больше замечаний получают такие ученики, тем слабее воспитательный эффект: ребёнок воспринимает наказание как очередное подтверждение, что «он плохой». Такие школьники часто нуждаются в психолого-педагогической поддержке, а не в формальной отметке.
«Сама по себе оценка вряд ли решит проблемы детских взаимоотношений или отношений между ребёнком и педагогом. К тому же дети, проявляющие агрессию или организующие травлю в классе, как правило, чувствуют себя внутренне слабыми, неуверенными и находят „жертву“, чтобы пережить чувство превосходства».
Важно помнить и про неврологию. СДВГ делает ребёнка невнимательным, эмоциональным и нетерпеливым. Такие школьники с трудом могут высидеть урок, не отвлекаясь.
«Для гиперактивных детей необходимы чёткие, последовательные правила, границы дозволенного, которые стоит заранее сформулировать и обсудить с ребёнком. Угрозы, крик, так же, как и восторг могут только перевозбудить восприимчивого, чувствительного ребёнка и стать для него ёще большим препятствием в обучении. Желательно выработать совместно с ребёнком систему поощрений и наказаний».
При этом Ольга Геннадьевна напоминает: не следует предъявлять к детям с СДВГ завышенные требования — это ведёт к переутомлению, капризам, снижению самоконтроля и отказу от выполнения задания. Для такого ребёнка задачи должны быть выполнимыми и физически, и по времени. Также будут полезны похвала и поддержка, откровенные разговоры о проблемах.
С чем оценки за поведение могут помочь?
Специалисты отмечают, что оценка может стать удобным инструментом — маркером, который даст понять и самому ученику, и его родителям, что что-то идёт не так.
«Оценку за поведение можно использовать как простой и наглядный критерий текущей ситуации. Это как правила дорожного движения: если вы их нарушаете, вам выписывают штраф. Однако кто-то продолжает нарушать, а кто-то — нет. Этот же принцип работает и с детьми».
Оценка — это обратная связь для ученика: напоминание, что важно следовать правилам и думать о последствиях своих поступков. Но это также сигнал для родителей. «Неуд» может подсказать, что у ребёнка есть трудности, и семье важно подключиться для их решения.
Риск давления
По мнению психолога Ольги Полушкиной, вопрос в том, как именно в каждой конкретной школе будет использоваться это нововведение: как информация для родителей, регулятор поведения ребёнка или как угроза, давление, манипуляция?
Если система окажется непрозрачной, а решение об оценке — субъективным, это только усугубит проблемы. Если у ребёнка конфликт с учителями, то система оценивания может превратиться в инструмент несправедливого наказания. А это ведёт к тревожности, снижению интереса к учёбе и личностным проблемам.