Главные проблемы при подготовке к ЕГЭ 2025 и ошибки, к которым они привели
_348.jpg)
Русский язык
Проблема 1: недостаточно времени на подготовку
По словам эксперта Андрея Вигонда, в этом году проблемы начались уже на этапе подготовки к итоговому сочинению. Она отняла много времени, которое можно было бы потратить на основной экзамен.
«С начала года к экзамену практически не готовились. Написали в декабре итоговое сочинение — а через неделю уже сдавали первый пробник ЕГЭ. И конечно же, большинство школьников получили низкие баллы».
Проблема 2: «гадание» на вариантах ответов
«В этом году тестовую часть усложнили. Во многих заданиях вместо привычных двух вариантов ответа сделали четыре. Раньше можно было методом исключения найти верный ответ, а сейчас ученику нужно знать практически каждое представленное в задании слово».
Перемены особенно сильно ощущались в заданиях 9–15. Чтобы с ними справиться, требовалось знать множество теоретических нюансов, а слова-исключения и вовсе заучивать наизусть. Примеры таких слов: разговорное «исподтишка», а также вышедшие из употребления «всласть» и «дотоле». И множество других. Кроме того, почти в каждом задании встречались слова-«ловушки», которые сбивали с толку.
«В „чесучовый“ школьники пытались вставить букву, как участники „Битвы экстрасенсов“. „Суперъёлка“ — это слово подчиняется правилу, но выглядит очень странно. „Оргединицу“ в некоторых словарях вообще не найти. Пишется без ъ, потому что это сложносокращённое словосочетание — „организационная единица“. А ещё слова из 12 задания: „брезжущий“, „изгрызенный“, „стачанные“...»
Проблема 3: мало пробников
«Многие ребята не справляются с волнением, совершают глупые ошибки и в сочинении, и в тесте, потому что не уверены в себе. А происходит это из-за того, что объективно их знания никто не оценивал».
Главная причина, по мнению эксперта, — недостаточное количество пробников. В Москве они часто оказываются слишком сложными. В регионах ситуация иная: где-то пробные экзамены вовсе не проводят, где-то их совмещают с обычными уроками и дают на их написание 2–3 академических часа, и этого явно недостаточно.
«Из-за ограниченного времени ученики начинают списывать. В результате они не могут понять, сколько времени им потребуется на реальном экзамене. Поэтому, когда наступает время писать настоящий ЕГЭ, испытывают стресс, чувствуют себя неуверенно и допускают ошибки».
Эксперт подчёркивает: пробники важно проводить минимум два, а лучше три раза за год. Это позволит выявить пробелы в знаниях и скорректировать стратегию подготовки.
Английский язык
Проблема 1: недостаточно практики аудирования
«Грамматические и лексические ошибки в целом повторяют типичные для прошлых лет, а вот аудирование и чтение оказались сложнее даже для тех, кто получил максимум за письмо и говорение. Это указывает на важную тенденцию: уровень сложности текстов в тестовой части продолжает расти».
Эксперт считает, что один из лучших способов научиться грамотно воспринимать речь и понимать контекст — это чтение книг и просмотр фильмов на английском. «Это не развлечение и не дополнительная практика, а настоящая и очень важная часть учебного процесса», — добавляет эксперт.
Проблема 2: незнание критериев оценивания
Эксперт поделилась личным опытом. К ней обратилась ученица на пересдачу ОГЭ: уровень языка хороший, но из-за незнания критериев на экзамене девочка получила два.
Как считает Марина Владимировна, развёрнутый ответ показывает не просто знание языка, но и умение правильно оформить мысль в соответствии с требованиями.
Эксперт рекомендует обязательно тренироваться на демоверсиях и использовать Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. Благодаря этому будет легче привыкнуть к структуре заданий и понимать, сколько времени уходит на каждый блок и где могут быть сложности.
Обществознание
Проблема: слабое знание теории и непонимание критериев
Как отмечает Диана Погоян, репетитор по обществознанию, большинство ошибок связано с недостаточной проработкой теории, неумением применять знания на практике и незнанием критериев оценивания.
Ошибки повторяются из года в год:
- в заданиях 18, 23, 25 — трудности с точным определением признаков и раскрытием понятий;
- в заданиях 19 и 25 — неконкретные или нереалистичные примеры;
- в заданиях 20, 22, 24 — обобщённые суждения, отсутствие логики и структуры;
- в задании 21 — выбор факторов, не соответствующих реальному рынку.
Типовая ошибка — бытовое мышление вместо теории.
«Например, в задании 20 нужно использовать собственные обществоведческие знания. Цитаты из текста здесь не подойдут в качестве ответа. Нужно своими словами объяснить авторский тезис, при этом не на бытовом уровне, а с привлечением знаний из курса обществознания».
Диана Борисовна уточняет, что ответом на бытовом уровне считается пояснение, при котором высказано обыденное суждение — без использования обществоведческой терминологии и знаний соответствующего раздела курса.
То же касается заданий 22 и 23. Ученики теряют баллы за смешение пунктов, неясную структуру и фактические ошибки — например, неправильное указание субъектов РФ или некорректную формулировку положений Конституции.
Отсутствие жизненной логики и неумение моделировать правдоподобные ситуации также приводит к снижению баллов.
«Комиссия не зачтёт пример: „семья выполняет социализирующую функцию“. Его надо конкретизировать: „В семье Ивановых родители с детства объясняли дочке Маше, что хорошо, а что плохо, учили её общаться и правильно вести себя в обществе. Благодаря этому ребёнок усвоил социальные ценности и культурные нормы, тем самым интегрируясь в общество“».
Эксперт обращает внимание: избежать снижения баллов можно, если изменить подход к подготовке. Главное — вдумчиво разобраться в теории и научиться применять её на конкретных примерах.
Диана Погоян даёт рекомендации, которые помогут выпускникам избежать ошибок в следующем году.
- Готовьтесь по учебникам из федерального перечня и регулярно тренируйтесь на заданиях из Открытого банка ФИПИ.
- Ведите тематические конспекты по каждой теме: выписывайте признаки, классификации, функции, особенности, отличия и типичные примеры.
«Рекомендую вести тематические конспекты структурированно. Это особенно поможет в заданиях 18, 24 и 25. Читайте новости — они пригодятся в задании 19 для жизненных примеров».
- Разбирайте критерии оценивания каждого задания и оценивайте свои работы по ним.
- Проводите пробные работы — самостоятельно или с экспертом.
Общие проблемы по всем предметам
Проблема 1: недостаточная подготовка
Андрей Вигонд убеждён, что для успешного результата на экзамене необходимо три компонента: школа, репетитор и самостоятельная работа. Если не хватает даже одной составляющей — набрать высокие баллы гораздо сложнее. При этом, по наблюдениям эксперта, одни ученики совсем не работают самостоятельно, другие игнорируют школьную подготовку, полагаясь только на репетитора. Но занятий один-два раза в неделю в таком случае недостаточно.
Проблема 2: слишком большая нагрузка в школе
Часто ученики перегружены домашними заданиями по другим предметам и просто не успевают качественно готовиться к ЕГЭ. При этом на них могут оказывать давление и учителя, и родители. А это приводит к тревожности, стрессу и выгоранию.
«Со временем дети выгорают, теряют веру в себя, проваливают экзамен, хотя уровень знаний неплохой. Поэтому большой акцент я бы сделал на психологической подготовке. И учителям, и родителям нужно объяснить, что „давить“ нельзя».
Проблема 3: отсутствие чёткой цели
«Многие подростки не знают, зачем сдают экзамен и какой балл им нужен. Формулировки „лишь бы сдать“ или „на нормальный балл“ не помогают в достижении конкретного результата. А после экзамена многие вдруг понимают, что им нужно больше баллов, чем они думали».
Андрей Вигонд считает, что эту проблему может решить профориентация. Её важно проводить в начале учебного года, тогда школьники будут понимать, куда хотят поступать и сколько баллов им потребуется.