Кто мы?

Блог Профи.ру — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи.ру
Тест-драйв

Главные проблемы при подготовке к ЕГЭ 2025 и ошибки, к которым они привели

Каждый год школьники наступают на одни и те же грабли: готовятся к экзаменам, но желаемый результат не получают. Вместе с экспертами Профи.ру разбираемся, какие ошибки мешали набрать нужный балл в 2025-м и как их избежать при подготовке в 2026 году.
Главные проблемы при подготовке к ЕГЭ 2025

Русский язык

Проблема 1: недостаточно времени на подготовку

По словам эксперта Андрея Вигонда, в этом году проблемы начались уже на этапе подготовки к итоговому сочинению. Она отняла много времени, которое можно было бы потратить на основной экзамен.

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«С начала года к экзамену практически не готовились. Написали в декабре итоговое сочинение — а через неделю уже сдавали первый пробник ЕГЭ. И конечно же, большинство школьников получили низкие баллы».

Проблема 2: «гадание» на вариантах ответов

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«В этом году тестовую часть усложнили. Во многих заданиях вместо привычных двух вариантов ответа сделали четыре. Раньше можно было методом исключения найти верный ответ, а сейчас ученику нужно знать практически каждое представленное в задании слово».

Перемены особенно сильно ощущались в заданиях 9–15. Чтобы с ними справиться, требовалось знать множество теоретических нюансов, а слова-исключения и вовсе заучивать наизусть. Примеры таких слов: разговорное «исподтишка», а также вышедшие из употребления «всласть» и «дотоле». И множество других. Кроме того, почти в каждом задании встречались слова-«ловушки», которые сбивали с толку.

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«В „чесучовый“ школьники пытались вставить букву, как участники „Битвы экстрасенсов“. „Суперъёлка“ — это слово подчиняется правилу, но выглядит очень странно. „Оргединицу“ в некоторых словарях вообще не найти. Пишется без ъ, потому что это сложносокращённое словосочетание — „организационная единица“. А ещё слова из 12 задания: „брезжущий“, „изгрызенный“, „стачанные“...»

Проблема 3: мало пробников

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«Многие ребята не справляются с волнением, совершают глупые ошибки и в сочинении, и в тесте, потому что не уверены в себе. А происходит это из-за того, что объективно их знания никто не оценивал».

Главная причина, по мнению эксперта, — недостаточное количество пробников. В Москве они часто оказываются слишком сложными. В регионах ситуация иная: где-то пробные экзамены вовсе не проводят, где-то их совмещают с обычными уроками и дают на их написание 2–3 академических часа, и этого явно недостаточно.

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«Из-за ограниченного времени ученики начинают списывать. В результате они не могут понять, сколько времени им потребуется на реальном экзамене. Поэтому, когда наступает время писать настоящий ЕГЭ, испытывают стресс, чувствуют себя неуверенно и допускают ошибки».

Эксперт подчёркивает: пробники важно проводить минимум два, а лучше три раза за год. Это позволит выявить пробелы в знаниях и скорректировать стратегию подготовки.

Английский язык

Проблема 1: недостаточно практики аудирования

Марина Владимировна Лижанская репетитор по английскому языку

5,0 18

Открыть анкету

«Грамматические и лексические ошибки в целом повторяют типичные для прошлых лет, а вот аудирование и чтение оказались сложнее даже для тех, кто получил максимум за письмо и говорение. Это указывает на важную тенденцию: уровень сложности текстов в тестовой части продолжает расти».

Эксперт считает, что один из лучших способов научиться грамотно воспринимать речь и понимать контекст — это чтение книг и просмотр фильмов на английском. «Это не развлечение и не дополнительная практика, а настоящая и очень важная часть учебного процесса», — добавляет эксперт.

Проблема 2: незнание критериев оценивания

Эксперт поделилась личным опытом. К ней обратилась ученица на пересдачу ОГЭ: уровень языка хороший, но из-за незнания критериев на экзамене девочка получила два.

Как считает Марина Владимировна, развёрнутый ответ показывает не просто знание языка, но и умение правильно оформить мысль в соответствии с требованиями.

Эксперт рекомендует обязательно тренироваться на демоверсиях и использовать Открытый банк заданий ЕГЭ на сайте ФИПИ. Благодаря этому будет легче привыкнуть к структуре заданий и понимать, сколько времени уходит на каждый блок и где могут быть сложности.

Обществознание

Проблема: слабое знание теории и непонимание критериев

Как отмечает Диана Погоян, репетитор по обществознанию, большинство ошибок связано с недостаточной проработкой теории, неумением применять знания на практике и незнанием критериев оценивания.

Ошибки повторяются из года в год:

  • в заданиях 18, 23, 25 — трудности с точным определением признаков и раскрытием понятий;
  • в заданиях 19 и 25 — неконкретные или нереалистичные примеры;
  • в заданиях 20, 22, 24 — обобщённые суждения, отсутствие логики и структуры;
  • в задании 21 — выбор факторов, не соответствующих реальному рынку.

Типовая ошибка — бытовое мышление вместо теории.

Диана Борисовна Погоян репетитор по обществознанию

4,96 113

Открыть анкету

«Например, в задании 20 нужно использовать собственные обществоведческие знания. Цитаты из текста здесь не подойдут в качестве ответа. Нужно своими словами объяснить авторский тезис, при этом не на бытовом уровне, а с привлечением знаний из курса обществознания».

Диана Борисовна уточняет, что ответом на бытовом уровне считается пояснение, при котором высказано обыденное суждение — без использования обществоведческой терминологии и знаний соответствующего раздела курса.

То же касается заданий 22 и 23. Ученики теряют баллы за смешение пунктов, неясную структуру и фактические ошибки — например, неправильное указание субъектов РФ или некорректную формулировку положений Конституции.

Отсутствие жизненной логики и неумение моделировать правдоподобные ситуации также приводит к снижению баллов.

Диана Борисовна Погоян репетитор по обществознанию

4,96 113

Открыть анкету

«Комиссия не зачтёт пример: „семья выполняет социализирующую функцию“. Его надо конкретизировать: „В семье Ивановых родители с детства объясняли дочке Маше, что хорошо, а что плохо, учили её общаться и правильно вести себя в обществе. Благодаря этому ребёнок усвоил социальные ценности и культурные нормы, тем самым интегрируясь в общество“».

Эксперт обращает внимание: избежать снижения баллов можно, если изменить подход к подготовке. Главное — вдумчиво разобраться в теории и научиться применять её на конкретных примерах.

Диана Погоян даёт рекомендации, которые помогут выпускникам избежать ошибок в следующем году.

  • Готовьтесь по учебникам из федерального перечня и регулярно тренируйтесь на заданиях из Открытого банка ФИПИ.
  • Ведите тематические конспекты по каждой теме: выписывайте признаки, классификации, функции, особенности, отличия и типичные примеры.

Диана Борисовна Погоян репетитор по обществознанию

4,96 113

Открыть анкету

«Рекомендую вести тематические конспекты структурированно. Это особенно поможет в заданиях 18, 24 и 25. Читайте новости — они пригодятся в задании 19 для жизненных примеров».

  • Разбирайте критерии оценивания каждого задания и оценивайте свои работы по ним.
  • Проводите пробные работы — самостоятельно или с экспертом.
Читайте также Тест: сдали бы вы ЕГЭ в 2025 году?

Общие проблемы по всем предметам

Проблема 1: недостаточная подготовка

Андрей Вигонд убеждён, что для успешного результата на экзамене необходимо три компонента: школа, репетитор и самостоятельная работа. Если не хватает даже одной составляющей — набрать высокие баллы гораздо сложнее. При этом, по наблюдениям эксперта, одни ученики совсем не работают самостоятельно, другие игнорируют школьную подготовку, полагаясь только на репетитора. Но занятий один-два раза в неделю в таком случае недостаточно.

Проблема 2: слишком большая нагрузка в школе

Часто ученики перегружены домашними заданиями по другим предметам и просто не успевают качественно готовиться к ЕГЭ. При этом на них могут оказывать давление и учителя, и родители. А это приводит к тревожности, стрессу и выгоранию.

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«Со временем дети выгорают, теряют веру в себя, проваливают экзамен, хотя уровень знаний неплохой. Поэтому большой акцент я бы сделал на психологической подготовке. И учителям, и родителям нужно объяснить, что „давить“ нельзя».

Проблема 3: отсутствие чёткой цели

Андрей Андреевич Вигонд репетитор по русскому языку

5,0 86

Открыть анкету

«Многие подростки не знают, зачем сдают экзамен и какой балл им нужен. Формулировки „лишь бы сдать“ или „на нормальный балл“ не помогают в достижении конкретного результата. А после экзамена многие вдруг понимают, что им нужно больше баллов, чем они думали».

Андрей Вигонд считает, что эту проблему может решить профориентация. Её важно проводить в начале учебного года, тогда школьники будут понимать, куда хотят поступать и сколько баллов им потребуется.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Образование Школа

Похожие статьи