Что делать, если репетитор говорит одно, а учитель в школе — другое?

1. Давать алгоритм для решения, но не для ответа
Самый дипломатичный выход — посоветовать ученику отвечать по принятому правилу, а удобный вариант проговаривать мысленно.
Автор статьи, Надежда Полякова, делится примером из собственной практики. В русском языке есть две похожие части речи — прилагательное и причастие. Первая обозначает свойство предмета: яблоко (какое?) красное. А вторая — свойство + действие: яблоко (что делающее?) краснеющее. Но некоторые учителя требуют, чтобы и к причастию, и к прилагательному ученики задавали вопрос «какой». Из-за этого дети путаются и допускают ошибки.
«Мой ученик отвечал у доски. Его задача — найти причастие. Он быстро определил его по вопросу „что делающий“. А школьный учитель снизил оценку на балл, пояснив, что нельзя такой вопрос задавать».
Ситуация обидная, но в образовательных целях даже полезная: на её примере можно показать ученику, что есть разные точки зрения на один и тот же вопрос. А ученик сам выберет, какое решение подходит ему: удобное и понятное или «безопасное» с точки зрения школьной оценки.
«Некоторые ученики, отвечая у доски, вслух задают к причастию вопрос, который требует учитель. А мысленно — тот, по которому определяют эту часть речи безошибочно».
2. Обратиться к официальным правилам
По словам экспертов, очень часто личное мнение учителя или репетитора значения не имеет. Как объясняет преподаватель математики Надежда Елумеева, есть чёткие критерии ФИПИ, по которым оценивается задание. А способов его решения и оформления может быть несколько.
«В математике критерием правильности является точный ответ, а пути его получения могут быть разными».
Если же объяснения репетитора или его рекомендации расходятся с тем, что предлагает школьный учитель, Надежда Елумеева предлагает написать официальный пробник в Московском центре качества образования, где его проверят независимые эксперты.
3. Договориться о приоритетах
Главный приоритет репетитора — помочь ученику поступить в вуз мечты. Но школьному учителю приходится заботиться и о текущей успеваемости, и о хороших показателях экзаменационной статистики. «Иногда, — рассказывает Надежда Елумеева, — это приводит к конфликтам».
«Пожалуй, самыми неприятными были ситуации, когда учителя активно отговаривали от сдачи профильного ЕГЭ по математике, называя безнадёжными. При этом шло давление и на ученика, и на его родителей. А за этим, очевидно, стояла боязнь испортить свою статистику низкими баллами».
Поэтому ещё в начале занятий нужно отделить интересы ученика от прочих факторов, исходя из них построить план подготовки и чётко его придерживаться.
«Однажды мне пришлось буквально отбиваться от просьб мамы помочь дочери с подготовкой к очередной контрольной в рамках наших занятий, а значит, в ущерб подготовке к ЕГЭ. И убеждать, что текущие школьные двойки или пятёрки в 11-м классе уже не имеют никакого веса на фоне финальных баллов на ЕГЭ».
4. Довериться мнению учителя
Надежда Елумеева делится наблюдениями: во втором классе детей учат простым действиям умножения — 2 х 3. Понять эту задачу можно по-разному: по 2 карандаша в 3 коробках или в 2 коробках по 3 карандаша. Безусловно, оба варианта правильны. Но второклассников учат именно тому, что 2 х 3 — это 3 коробки по 2 карандаша. То, что разницы нет, они узнают чуть позже, когда пройдут переместительный закон умножения. Но такая подача материала закладывает основы математического мышления. В этом случае альтернативное объяснение, возможно, может навредить.
«Возможно, целью учителя на этот момент является развитие определённых навыков, а я могу этого не знать. Поэтому скорее подстроюсь под учителя, а со временем уже обобщу картину, и мы вместе с учеником сделаем правильные выводы о возможных вариантах решения».