Кто мы?

Блог Профи.ру — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи.ру
Для профи

Что делать, если репетитор говорит одно, а учитель в школе — другое?

Иногда, чтобы объяснить материал, частный преподаватель предлагает нестандартное определение или способ решения. А школьный учитель с этим не соглашается и снижает оценку. Как поступать в этом случае репетитору, рассказывают эксперты Профи.ру.
Что делать, если репетитор говорит одно, а учитель в школе другое?

1. Давать алгоритм для решения, но не для ответа

Самый дипломатичный выход — посоветовать ученику отвечать по принятому правилу, а удобный вариант проговаривать мысленно.

Автор статьи, Надежда Полякова, делится примером из собственной практики. В русском языке есть две похожие части речи — прилагательное и причастие. Первая обозначает свойство предмета: яблоко (какое?) красное. А вторая — свойство + действие: яблоко (что делающее?) краснеющее. Но некоторые учителя требуют, чтобы и к причастию, и к прилагательному ученики задавали вопрос «какой». Из-за этого дети путаются и допускают ошибки.

Надежда Александровна Полякова репетитор по русскому языку и литературе

4,83 47

Открыть анкету

«Мой ученик отвечал у доски. Его задача — найти причастие. Он быстро определил его по вопросу „что делающий“. А школьный учитель снизил оценку на балл, пояснив, что нельзя такой вопрос задавать».

Ситуация обидная, но в образовательных целях даже полезная: на её примере можно показать ученику, что есть разные точки зрения на один и тот же вопрос. А ученик сам выберет, какое решение подходит ему: удобное и понятное или «безопасное» с точки зрения школьной оценки.

Надежда Александровна Полякова репетитор по русскому языку и литературе

4,83 47

Открыть анкету

«Некоторые ученики, отвечая у доски, вслух задают к причастию вопрос, который требует учитель. А мысленно — тот, по которому определяют эту часть речи безошибочно».

2. Обратиться к официальным правилам

По словам экспертов, очень часто личное мнение учителя или репетитора значения не имеет. Как объясняет преподаватель математики Надежда Елумеева, есть чёткие критерии ФИПИ, по которым оценивается задание. А способов его решения и оформления может быть несколько.

Надежда Дмитриевна Елумеева репетитор по математике

4,97 95

Открыть анкету

«В математике критерием правильности является точный ответ, а пути его получения могут быть разными».

Если же объяснения репетитора или его рекомендации расходятся с тем, что предлагает школьный учитель, Надежда Елумеева предлагает написать официальный пробник в Московском центре качества образования, где его проверят независимые эксперты.

3. Договориться о приоритетах

Главный приоритет репетитора — помочь ученику поступить в вуз мечты. Но школьному учителю приходится заботиться и о текущей успеваемости, и о хороших показателях экзаменационной статистики. «Иногда, — рассказывает Надежда Елумеева, — это приводит к конфликтам».

Надежда Дмитриевна Елумеева репетитор по математике

4,97 95

Открыть анкету

«Пожалуй, самыми неприятными были ситуации, когда учителя активно отговаривали от сдачи профильного ЕГЭ по математике, называя безнадёжными. При этом шло давление и на ученика, и на его родителей. А за этим, очевидно, стояла боязнь испортить свою статистику низкими баллами».

Поэтому ещё в начале занятий нужно отделить интересы ученика от прочих факторов, исходя из них построить план подготовки и чётко его придерживаться.

Надежда Дмитриевна Елумеева репетитор по математике

4,97 95

Открыть анкету

«Однажды мне пришлось буквально отбиваться от просьб мамы помочь дочери с подготовкой к очередной контрольной в рамках наших занятий, а значит, в ущерб подготовке к ЕГЭ. И убеждать, что текущие школьные двойки или пятёрки в 11-м классе уже не имеют никакого веса на фоне финальных баллов на ЕГЭ».

Читайте также Опыт профи: как сделать занятия максимально эффективными

4. Довериться мнению учителя

Надежда Елумеева делится наблюдениями: во втором классе детей учат простым действиям умножения — 2 х 3. Понять эту задачу можно по-разному: по 2 карандаша в 3 коробках или в 2 коробках по 3 карандаша. Безусловно, оба варианта правильны. Но второклассников учат именно тому, что 2 х 3 — это 3 коробки по 2 карандаша. То, что разницы нет, они узнают чуть позже, когда пройдут переместительный закон умножения. Но такая подача материала закладывает основы математического мышления. В этом случае альтернативное объяснение, возможно, может навредить.

Надежда Дмитриевна Елумеева репетитор по математике

4,97 95

Открыть анкету

«Возможно, целью учителя на этот момент является развитие определённых навыков, а я могу этого не знать. Поэтому скорее подстроюсь под учителя, а со временем уже обобщу картину, и мы вместе с учеником сделаем правильные выводы о возможных вариантах решения».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Образование Школа Дети

Похожие статьи