5 вопросов репетитору для вашего ребёнка

1. Что, если моему ребёнку не понравится заниматься с вами?
Некоторые преподаватели считают, что они не мама, не друг и не психолог. А поэтому их задача — учить, а не развлекать. Парадокс в том, что при таком подходе научить чему-то может быть сложнее. Кто же хочет заниматься тем, что ему не нравится? К тому же страх допустить ошибку или показаться «глупым», ответив неправильно, — одна из самых частых причин неуспеваемости в школе. Поэтому развлекать специалист действительно не должен — а вот заинтересовать предметом и мотивировать в его же собственных интересах.
«Вспомните себя в школе: если вам нравился учитель, то и предмет, как правило, нравился. Поэтому мне важно выстроить хорошие взаимоотношения с учеником, чтобы он понял, что может мне доверять и что в ошибках нет ничего страшного».
Многие преподаватели начинают с простых заданий, чтобы ребёнок поверил в себя. И только когда ему становится комфортно, работают над достижением конкретной цели.
Но случается так, что люди просто не подходят друг другу. Прекрасный преподаватель и замечательный ученик не находят общего языка. В такой ситуации настоящий профи никогда не будет скрывать, что что-то идёт не по плану.
«Если ребёнку невыносимо трудно, я всеми возможными способами пытаюсь сделать так, чтобы уроки были продуктивны. Но если я чувствую, что ничего не получается, то звоню родителям, и мы обсуждаем, как быть дальше».
2. Я хотел бы знать, что происходит на уроках
Просьба, которая у хорошего специалиста не должна вызывать вопросов. Особенно если занятия оплачивают родители. В такой ситуации вполне естественно, что они хотят следить за промежуточными результатами и понимать, стоит ли как-то вмешиваться в происходящее.
«Я спрашиваю, как родителям удобнее получать от меня обратную связь. Например, я не смогу звонить после каждого урока, но могу присылать небольшие текстовые или голосовые сообщения или созваниваться несколько раз в месяц».
3. Что будет, если ребёнок не сделает домашнее задание?
Стереотип «хороший учитель — строгий учитель» всё ещё крепко держится в головах многих взрослых — как родителей, так и преподавателей. Тут важно понимать разницу между дисциплиной и агрессией. Первое важно, второе — недопустимо. Хороший специалист будет требовать от ученика вовремя приходить на занятия, выполнять домашние задания и не отвлекаться по мелочам на уроке. Но ругать, унижать или кричать не позволит себе никогда.
«Дисциплина на занятии важна, но если ребёнок отвлекается, значит, есть причины, и моя задача — понять их и придумать, как быть».
Возможно, материал очень сложный или, наоборот, слишком простой, накопилась усталость в течение дня, необходима смена деятельности, изменение формата уроков, или просто ребёнка что-то тревожит. Иногда ученику важно дать время в начале урока, чтобы он рассказал какую-нибудь историю или поделился чем-то важным, а уже потом сосредоточился на теме урока.
4. Мы успеем за неделю подготовиться к контрольной? А за три дня?
Специалист с опытом сразу назовёт примерное количество занятий, которое требуется для достижения цели. Но точно определить, как часто и долго придётся встречаться, сможет лишь спустя несколько уроков. Именно столько времени обычно требуется, чтобы почувствовать темп, в котором каждый отдельный ребёнок сможет работать и комфортно, и эффективно.
Важно также учитывать время урока, его продолжительность и состояние школьника. Бывает, что занятия ставят слишком поздно, и ребёнок приходит сонным. А иногда у детей очень загруженный график, и на урок с репетитором он приходит «выжатым».
«В таких случаях я предлагаю встречаться реже или не назначаю домашние задания. Я даю их только тогда, когда уверена в том, что ученик будет понимать их значимость и выполнять самостоятельно — иначе от них не будет толку».
5. Отличный результат гарантируете?
Профессионал предложит для начала определиться, что для вас «отличный результат». Если вам обещают «фантастические успехи в кратчайшие сроки», даже не уточнив уровень знаний, — это серьёзный повод задуматься.
«Часто бывает, что ученики, которые пишут пробник на 60 баллов, перед самыми экзаменами вдруг решают, что хотят сдать предмет на 100. Предсказать результат в таком случае сложно, и я за такую работу не берусь».
Гарантировать какую-то конкретную оценку в целом очень сложно. Многие «домашние стобалльники» допускают элементарные ошибки на экзамене, просто не справившись со стрессом. Поэтому хороший специалист может пообещать комфортную атмосферу на уроке, структурированную подачу материала и разнообразные задания для совместной и индивидуальной работы — но не пятёрку по всем предметам.