Проверка мифов

«Заперт в четырёх стенах» и другие мифы про семейное обучение

Ребёнок, запертый в своей комнате с грудой учебников, — так часто представляют детей на семейном обучении. Мы пообщались с педагогами, психологами и родителями «семейников», чтобы отделить мифы от реальности.
Ребенок на домашнем обучении

Семейное или домашнее?

«Семейное» и «домашнее» обучение часто путают. Существенная разница в том, что семейное обучение родители выбирают добровольно, когда у ребёнка нет каких-либо отклонений и показаний к тому, чтобы не посещать школу.

Миф 1. Ребёнок ни с кем не общается

Главный аргумент противников семейного обучения: в школе ребёнок заводит первых друзей и учится жить в обществе. А «семейники» (или, как их ещё называют, «хоумскулеры») заперты в четырёх стенах наедине с учебниками. В действительности в расписании «семейников» много времени на дополнительные кружки и секции, где дети социализируются и компенсируют отсутствие школьного общения.

Татьяна Шувалова, которая воспитала на семейном обучении двух внучек, считает, что такая социализация может оказаться «качественнее» школьной:

«Социализация, несомненно, нужна, просто школьная мне не нравится. Учитель относится ко всему классу одинаково, у него нет возможности уделить внимание каждому ребёнку. К тому же в классе собираются дети с разными интересами, которые вынуждены проводить друг с другом по 5–7 часов в день — это не всегда комфортно. Ребёнку лучше там, где он легко находит друзей. В нашем случае это были шахматы, художественная школа и плавание».

Миф 2. У детей нет ни мотивации, ни дисциплины

Часто встречается мнение, что, в отличие от ребёнка на семейном обучении, школьник находится в среде здоровой конкуренции и чёткого распорядка дня, поэтому он заинтересован в учёбе и дисциплинирован.

На самом деле если интерес к учёбе поддерживают родители, то разницы между обычными школьниками и «семейниками» не будет.

Если с самого раннего детства родители мотивируют ребёнка учиться, создают положительный опыт, когда учёба становится увлекательным занятием, то такой ребёнок будет с удовольствием учиться и дома, и в школе.

Ольга Остроумова, преподаватель русского языка и литературы

Начиная с 6 класса дети-«семейники», как правило, могут самостоятельно выполнять задания, искать информацию и ответы на вопросы, делая это из интереса. «Обычно дети на семейном обучении знают, чем хотят заниматься, у них много интересов и увлечений, достаточно времени на реализацию своих проектов», — говорит Ольга Остроумова.

Миф 3. У детей нет свободного времени, они учатся круглые сутки

В школах есть чёткий план и график учёбы, а что у семейников? Татьяна Шувалова рассказывает, что учебный план приходится составлять самостоятельно. Сделать это непросто, но в результате программа может получиться даже интереснее школьной, а свободного времени останется больше.

«На основе школьной программы нужно составить свой календарный план обучения, расписать его в соответствии с аттестациями. Я расписываю календарный план, на его основе — недельный план для ребёнка, и он знает, что должен освоить за неделю», — рассказывает Татьяна Шувалова.

«Здесь важна межпредметная связь: когда сам работаешь с ребёнком, можешь дать больше, чем предполагает программа, и интегрировать один курс в другой. Огромная претензия к школе: нет связи между предметами, а это нужно делать. Благодаря такому подходу тратится как минимум в три раза меньше времени на уроки, чем в школе. Итог — моя внучка окончила школу в 16 лет».

Миф 4. Нужно самому быть педагогом, чтобы учить ребёнка

У школьных учителей есть педагогическое образование и они знают свой предмет, а как быть родителям? Тут на помощь приходит сообщество хоумскулеров. Например, всю необходимую информацию и ответы на вопросы об образовании родители могут получить на основном портале «Семейное образование».

Для «семейников» есть и множество вспомогательных интернет-ресурсов: например, в старших классах им помогают такие сайты, как InternetUrok, где школьные предметы объясняются подробно и наглядно.

Иностранные языки, где нужна постоянная практика, хоумскулеры чаще всего изучают в языковых школах или с репетиторами — точно так же, как обычные школьники.

Миф 5. Родители не знают школьных методик, дети учатся как попало

В школах детей учат по проверенным и утверждённым методикам образования, которые знакомы учителям, но неизвестны родителям. Но один из больших плюсов семейного обучения в том, что у родителей есть возможность вообще им не следовать, а выбирать подходящую методику, исходя из собственных целей и желаний. Это может быть как жёсткий график обучения, чтобы дать образование более качественное, чем в школе, так и анскулинг, где дети вообще не учатся в привычном смысле этого слова.

Мотивы перехода на семейное обучение могут быть разные: и комфортная психологическая обстановка, и возможность выбирать круг общения, и поддержка более тесных отношений с родителями, и возможность ранней специализации (это касается детей, серьёзно занимающихся искусством или спортом). Если родители хотят овладеть новыми методиками, то возможностей достаточно: это и специальные конференции для СО, и СО-сообщества в соцсетях, в которых родители обмениваются опытом.

Ольга Остроумова, преподаватель русского языка и литературы

Миф 6. У родителей не остаётся времени на себя

Татьяна Шувалова, отказавшаяся от работы ради обучения внучек, признаётся, что отчасти это правда. Но до определённого момента.

«Перейти на семейное обучение в начальной школе можно только в том случае, если родитель имеет возможность постоянно быть рядом с ребёнком. Однако постоянное присутствие и жёсткий контроль нужны только класса до 6-го, потом и у родителя появляется свободное время».

У нас есть самые разные репетиторы

{{CARD_TOP_1,101,2,102,3,9_C=6}}
Дети Образование

Похожие статьи