Кто мы?

Блог Профи.ру — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи.ру
Проверка мифов

Отменить нельзя оставить: мифы об отказе от ЕГЭ

Минимум раз в год в сети появляются новости о возможной отмене ЕГЭ из-за большого количества недостатков. Обсудили с экспертами Профи.ру, в чём именно обвиняют экзамен и почему всё так и остаётся на уровне разговоров.
мифы об отказе от ЕГЭ

Миф 1. ЕГЭ — это натаскивание на проставление галочек, он не показывает реальных знаний

Пожалуй, самый первый и самый древний миф.

Действительно, на заре ЕГЭ закрытых вопросов в нём было значительно больше, чем открытых. Но сегодня, даже чтобы решить первую часть — тестовую, нужно уметь анализировать задания, использовать правила, помнить исключения. Например, задание №9 в ЕГЭ по русскому языку называется «правописание корня слова», но включает в себя сразу три темы: проверяемые гласные, непроверяемые и чередование корней. Поэтому, чтобы его выполнить, одного зазубривания недостаточно: нужно различать чередующиеся гласные, правильно подбирать однокоренные слова, обращать внимание на значение слова.

Кроме того, в экзамене есть вторая часть — творческая. Она требует от ученика не только знания правил и умения их применять, но и вдумчивости.

Владимир Васильевич Шереметьев эксперт ЕГЭ, преподаватель английского языка и обществознания

4,92 119

Открыть анкету

«В последние годы «вес» творческой части в ЕГЭ растёт, поэтому получить высокий балл только за счёт тестов не получится. Нужно уметь высказываться по широкому кругу тем в устной и письменной форме. И натаскивание на проставление галочек, конечно, не поможет».

Преподаватель английского языка Светлана Рейснер добавляет, что, даже если попытаться натаскать ученика, рассчитывать на высокий балл не стоит.

Светлана Александровна Рейснер преподаватель английского языка

4,97 69

Открыть анкету

«Практически любого человека можно натаскать — но только на минимальный балл. А вот на максимальный — нельзя. Для этого нужно проявлять любопытство, разбираться в нюансах, идти чуть дальше основ. К тому же, чтобы сдать на максимум, нужно не только активно приобретать новые знания, но и постоянно выявлять пробелы в уже имеющихся. Желание дойти до сути и всесторонне изучить предмет — вот что отличает стобалльника».

Подробнее Светлана рассказывает в статье: Мнение профи: зачем сдавать ЕГЭ на 100 баллов?

Миф 2. Нагрузки меньше не стало — к поступлению в вузы всё ещё нужно готовиться, ведь там есть экзамены

Скорее миф, чем правда.

Действительно, в некоторых учебных заведениях, таких как МГУ и МГИМО, по-прежнему сохранились дополнительные вступительные испытания (ДВИ). Но, по мнению Владимира Шереметьева, ЕГЭ значительно упростил процесс поступления в большинство российских вузов.

Владимир Васильевич Шереметьев эксперт ЕГЭ, преподаватель английского языка и обществознания

4,92 119

Открыть анкету

«Сложившаяся система достаточно гибкая: для поступления во многие вузы достаточно ЕГЭ, а в самые престижные — ЕГЭ + ДВИ. Это позволяет выявлять наиболее одарённых и мотивированных абитуриентов».

Эксперт считает, что большинство вчерашних школьников довольны такой системой: им нравится, что на основе баллов ЕГЭ они могут претендовать на места в сразу нескольких институтах, а значит, получают дополнительные гарантии поступления. Как рассказал Владимир Васильевич, его ученики говорят, что не хотели бы сдавать большое количество вузовских экзаменов. В «эпоху до ЕГЭ» у каждого высшего учебного заведения были свои требования, виды работ, и подготовиться сразу ко всем было затруднительно. А ЕГЭ упростил задачу: по каждому предмету есть кодификатор, спецификация и развёрнутые методические рекомендации. Поэтому учителя и ученики знают, что именно будет на экзамене и как к нему готовиться.

Миф 3. Из-за подготовки к ЕГЭ в 11-м классе школьники не получают новых знаний: они заняты только бесконечным решением вариантов

Это не совсем так, потому что задумка отличается от реализации.

По задумке, экзаменационные задания специально создают так, чтобы для их выполнения достаточно было знаний школьной программы.

Владимир Васильевич Шереметьев эксперт ЕГЭ, преподаватель английского языка и обществознания

4,92 119

Открыть анкету

«ЕГЭ подстраивают под систему образования. По каждому предмету действуют ФГОСы, на основании которых пишут школьные учебники и обучают детей. Разработчики ЕГЭ в последние годы провели большую работу по модификации заданий ЕГЭ под ФГОСы нового поколения, которые и определяют содержание образования».

Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из 26 тестовых заданий. Это темы, которые дети проходят со 2-го по 9-й класс включительно. По информации ФГОС, рабочая программа по русскому языку для 9-го класса отводит 11 часов на изучение сложносочинённых предложений. С репетитором её можно освоить даже при минимальном уровне знаний за 2–4 занятия. И если в школе качественно преподают общеобразовательную программу, этого достаточно для сдачи экзамена. Без изнурительной подготовки и дорогостоящих занятий с репетиторами. Это подтверждают и цифры: по результатам опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в 2023 году, выяснилось, что 26% выпускников готовились к экзамену самостоятельно, 20% на уроках в школе и только 14% — с репетитором.

Но некоторые школы сами предпочитают отдавать как можно больше времени решению тестов в ущерб обычным занятиям.

Владимир Васильевич Шереметьев эксперт ЕГЭ, преподаватель английского языка и обществознания

4,92 119

Открыть анкету

«При качественном обучении ребята изучают школьную программу, а к ЕГЭ готовятся на факультативных и элективных занятиях. Но в некоторых школах, особенно в 11-х классах, учителя натаскивают школьников именно на ЕГЭ. Поэтому при выборе образовательного учреждения рекомендую родителям заранее выяснить, как именно там проводится подготовка к выпускным экзаменам».

Миф 4. В ЕГЭ бывают ошибки, на которые ученик повлиять не способен, но которые влияют на оценку

Действительно, проблемы встречаются как на этапе подготовки заданий, так и во время проверки результатов.

Маргарита Анатольевна Лавриненко эксперт ЕГЭ, преподаватель русского языка

5,0 31

Открыть анкету

«Экзаменационные задания содержат ошибки, а экзаменаторы иногда ошибаются и при проверке, и во время апелляции».

Преподаватель считает, что это человеческий фактор, избавиться от которого невозможно при любом формате экзамена. Но это не значит, что экзамен нужно отменить, его просто необходимо совершенствовать.

Например, в прошлом учебном году некоторым школьникам на ЕГЭ по русскому языку попались сложные тексты. Выделить главную мысль не только подросткам, но и взрослым оказалось непросто: настолько трудным для восприятия оказался слог автора и его философского размышления. Однако в этом году сочинение упростили: учащимся предлагается готовая формулировка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети Школа

Похожие статьи