Маленький гид по самостоятельной проверке велосипеда
_691.jpg)
1. Очистите и осмотрите
С рамы удалите пыль влажной тканью и проверьте, не появилась ли ржавчина. Чаще всего она возникает на неокрашенных деталях — руле, подседельной трубе. Если коррозия неглубокая и выглядит как рыжий налёт, справиться с ней сможет специальное средство. Но если обнаружили наросты, придётся вооружиться наждачной бумагой или обратиться в сервис. Это же касается случаев, когда ржавчина затронула окрашенные части велосипеда. Выводить её значительно сложнее, придётся снимать слой краски — в большинстве случаев не обойтись без «болгарки».
После очистки осмотрите раму — на ней не должно быть трещин или вмятин. Если нашли повреждения, лучше доверьте работу с ними специалисту: мастер предложит или сварить испорченную деталь, или заменить.
Затем переходите к элементам, на которых есть масло: цепь, звёздочки и педали. Дорожная грязь и пыль отлично липнут к смазке. Избавиться от них можно с помощью чистой ткани, щётки и любого очистителя цепи.
Порядок действий:
- Поставьте велосипед колёсами вверх — так будет удобней работать.
- Протрите все детали. Стойкие загрязнения опрыскайте очистителем.
- Переходите к звеньям цепи: аккуратно прочистите каждое и нанесите смазку, стараясь попасть на ролики, а не внешние пластины. Чтобы средство распределилось равномерно, прокручивайте колесо. Излишки аккуратно уберите тряпкой.
2. Оцените состояние колёс
Колесо состоит из покрышки, камеры, обода и спиц. Специалисты рекомендуют осматривать каждый элемент отдельно, начиная с верхнего «слоя» и двигаясь к центру.
У покрышек важно оценить износ:
- проверить глубину протектора;
- поискать трещины, порезы или потёртости.
Если нашли повреждения или заметили, что «рисунок» на шине стёрся, покрышку лучше заменить. Сделать это достаточно легко самостоятельно, но понадобится инструмент — шиномонтажная лопатка: ею подцепляют край покрышки, которую затем вынимают из обода.

Следом вооружитесь насосом с манометром и измерьте давление в камерах. Правильные показатели ищите на боковой стороне покрышки. Вы увидите цифры, а рядом с ними единицы измерения: бары (bar), атмосферы, кПа, кгс/см² или psi (lbs — фунты на дюйм). Численно данные показатели равны: 1 бар = 1 атмосфера = 100 кПа ≈ 1 кгс/см² ≈ 14,5 psi.
«Слишком высокое давление в шинах снижает сцепление с дорожным покрытием, и тормозной путь увеличивается. А ещё амортизация становится жёстче — это часто приводит к поломкам подвески».
По словам эксперта, на полуспущенных или спущенных колёсах тоже ездить нельзя: они быстрее изнашиваются. Пострадать может и обод, ведь из-за деформации шины он соприкасается с дорожным покрытием. От этого деталь в лучшем случае поцарапается, в худшем — согнётся или даже треснет.
«Давление в шинах должно соответствовать заявленному производителем, с маленькой поправкой на вес водителя и погодные условия. Накачайте точно или приблизительно и сядьте на велосипед: покрышка не должна сильно проминаться или быть слишком жёсткой».
Затем переходите к ободам и спицам: хорошо, если они ровные, без трещин и вмятин. Приподнимите колесо и проверьте, вращается ли оно без «восьмёрок» и биений — то есть не ходит в разные стороны. Аккуратно постучите по спицам, чтобы проверить звук: если он различается, возможно, одна из спиц ослабла. Из-за этого колесо будет вибрировать, быстрее износятся подшипники, велосипед будет хуже тормозить, а обод может погнуться или даже треснуть.
Привести в порядок спицы и ободы самостоятельно будет весьма сложно, для этого нужно специальное оборудование. Лучше обратиться к профессионалам.
3. Проверьте тормозную систему
Сначала осмотрите колодки: у велосипеда с ободными тормозами их можно найти на самом колесе, поблизости от руля и багажника, у дисковых — на роторе в центре колеса. Оцените, насколько сильно стёрты накладки — это те самые части, которые во время торможения прилегают к колесу. Если они почти сравнялись с колодками, замените их.
Затем переходите к рычагам и тросикам — на них не должно быть ржавчины, трещин или царапин. Хорошо отрегулированные рычаги плавно нажимаются, не прикасаясь вплотную к рулю, а затем легко откидываются назад. Если этого не происходит — дальнейшие действия зависят от типа ваших тормозов.
Механические (торможение происходит с помощью тросика). Смажьте тросик и отрегулируйте его натяжение. Для этого найдите болт, которым он фиксируется, и немного открутите. Затем аккуратно потяните тросик до нужного натяжения и закрутите болт.
Гидравлические (торможение при помощи жидкости, которая создаёт нужное давление). Возможно, нужна замена тормозной жидкости или прокачка системы. За этим вновь стоит обратиться к мастеру.
Если на первый взгляд всё в порядке, на небольшой скорости протестируйте поочерёдно передний и задний тормоз. Велосипед должен тормозить плавно, без посторонних звуков и рывков.
У гидравлической системы дополнительно осмотрите гидролинию — нет ли подтёков и протечек.