5 вопросов репетитору по вокалу

1. Вы учились в консерватории?
Пение — это большой труд, и обучаться ему нужно не один год. Квалификация тем более важна, когда речь заходит о преподавании. Поэтому вопрос о дипломе звучит вполне логично. Это необязательно должны быть документы из Московской консерватории или миланской академии Ла Скала — иногда профильные курсы по современным методикам дают гораздо больше, чем корочка ведущего музыкального вуза.
Плохой знак — если преподаватель наотрез отказывается предоставлять документы. Ещё один повод задуматься — если репетитор показывает единственный диплом, полученный 30 лет назад. Возможно, его подходы устарели, а сам он не видит смысла в совершенствовании навыков преподавания.
«Преподавателю нужно уметь находить общий язык с учеником, быть немного психологом. А этому в высших учебных заведениях не учат вовсе. На помощь приходит дополнительное образование и наработанный опыт».
2. Вы хорошо поёте?
Не каждый выдающийся певец — хороший преподаватель. И наоборот. К тому же новичку будет достаточно сложно проверить уровень педагога. По словам Федора Бриченко, хороший голос — понятие относительное.
«Одному человеку могут нравиться исполнители, поющие в манере 80-х годов, другому — дивы начала ХХ века, третьему — мальчики со скромными вокальными данными. Для четвёртого хороший вокал — это просто ровное пение и попадание в ноты».
Иногда преподаватель готов спеть любимую композицию ученика. Такая демонстрация поможет составить представление о его манере исполнения и вкусах. Но если педагог отказывается петь вовсе, это не повод прекращать общение. Не каждый специалист чисто психологически готов к такому вопросу. Некоторые никогда не показывают голос, но результаты учеников при этом у них впечатляющие. В этом случае можно спросить о любимых исполнителях или попросить послушать записи — обычно люди реагируют на такие просьбы с большой симпатией.
3. Вы участвовали в шоу «Голос»?
Победа или даже просто участие в вокальных конкурсах, особенно крупных, — это хороший плюс к портфолио. Но ещё лучше, если богатым списком конкурсов могут похвастаться ученики.
Отсутствие конкурсов в послужном списке — это тоже не повод говорить «нет» педагогу. Возможно, он работает только со взрослыми учениками, которые просто хотят петь для себя.
А вот полное, принципиальное неприятие любых конкурсов — уже плохой знак. В их честности и справедливости можно сомневаться сколько угодно. Но если педагог категорически отказывает готовить вас к соревнованиям, это может говорить о его собственном непроработанном опыте, который негативно сказывается на результатах учеников.
Помимо участия в конкурсах, можно также спросить об опыте судейства. Часто хороших педагогов приглашают в жюри городских или региональных мероприятий.
4. Какие методики вы используете?
Не самый очевидный вопрос для любителя, который только начинает разбираться в вокальных тонкостях. Преподаватели вокала и сами могут не знать о всех существующих подходах. Но большинство грамотных педагогов имеют как минимум общее представление о следующих методиках:
- Bel canto. Исполнитель плавно переходит от одного звука к другому.
- Estill Voice Training. Исполнитель чётко представляет себе, как двигаются голосовые связки и гортань во время пения.
- Speech Level. Исполнитель пользуется голосом во время пения так же легко, как во время разговора.
Уметь работать с каждой необязательно. Но хороший педагог будет стараться быть в курсе новостей. Особенно если он утверждает, что берётся за работу с «непростыми случаями».
«Топовые педагоги из ведущих вузов России привыкли работать с „хорошим материалом“. Серьёзные проблемы со слухом, сильные зажимы — голосовые или психологические — нужно разбирать по особым методикам, которых суперпрофессионалы из консерваторий могут попросту не знать».
Стоит чуть более настороженно отнестись к педагогу с собственной методикой. Если речь идёт о преподавателе, известном далеко за пределами вокального сообщества, у него действительно может быть уникальный авторский подход. Но такой ответ начинающего педагога, только что окончившего музыкальный колледж, скорее должен вызвать опасения.
5. Я не имею ничего общего с музыкой, у меня получится?
Петь может каждый. Если преподаватель уверен, что для начала занятий нужно уметь правильно интонировать и строить интервалы, обращаться к нему точно не имеет смысла.
«Музыкальное образование, безусловно, влияет на обучение. Например, на то, как ученик понимает терминологию. С минимальным набором теоретических знаний понимать нюансы пения гораздо проще. Но это всё можно наработать в процессе занятий».
Бывают особо сложные случаи, когда ученик приходит к новому преподавателю от другого, с которым не получилось добиться результатов. Из-за этого часто возникают психологические блоки: если не получилось в прошлый раз, не получится и в этот. Грамотный педагог не будет отказываться от такого ученика, потому что знает: не существует вокальной ситуации, которую невозможно исправить, если речь не идёт о серьёзных физических ограничениях.
Хороший специалист видит потенциал в любом ученике. И в том, который только вчера отыграл концерт Рахманинова в Большом театре. И в том, который последний раз пел в 5 лет, стоя на табуретке перед родственниками.