Маленькие взрослые: какие проблемы решать с учениками, а какие — с родителями?
Проблемы с «домашкой»
Нагрузка в старших классах бывает очень серьёзная: школьные задания, подготовка к экзаменам, а тут ещё и занятия с репетитором. Поэтому опытные специалисты рекомендуют ещё до начала занятий обсудить вопрос «домашки» со старшеклассником и найти компромисс. Например, уменьшить объём или сделать упражнения более интерактивными. Отказываться от домашних заданий совсем специалисты Профи не советуют — без них подготовка будет неполной.
Обращаться к родителям сразу, как только не была сделана первая «домашка», не стоит: в большинстве случаев человек в 15–16 лет уже способен брать на себя ответственность за ошибку и может исправить её самостоятельно. А вот систематические проблемы требуют помощи родителей.
«Ещё на берегу мы с учеником договариваемся, что «домашку» выполнять необходимо. Конечно, разовые сбои бывают у всех. Когда такое происходит впервые, я сообщаю ученику, что в этот раз обойдётся без последствий, но если случай повторится, то я при нём же позвоню родителям. Как правило, это помогает».
Неуд по поведению
Когда старшекласснику требуются занятия с репетитором, у этого всегда есть конкретная причина: подтянуть знания или подготовиться к экзаменам. Часто причину эту ученики знают сами, поэтому к занятиям относятся серьёзно.
Проблемы возникают, когда на дополнительных занятиях настаивает не ребёнок, а родитель. Если работа с репетитором начинается из-под палки, подросток может начать срываться на единственном подходящем человеке — учителе. Специалисты Профи уверены, что в этом случае надо работать не с поведением, а с первопричиной. Лучше прямо сказать родителю, что ученик занимается от слова «надо», а не от слова «хочу», и никаких результатов так достигнуть не получится.
«Ко мне часто обращаются родители, чьим детям, по их мнению, нужна «жёсткая мужская рука». Не думаю, что я отвечаю этим требованиям, но проблем с поведением у моих учеников не бывает, потому что мы общаемся в уважительном и доверительном ключе. Настроить нужный тон коммуникации со старшеклассником без участия родителей совсем не сложно».
«Энки» в журнале
Удачный союз ученика и педагога без пропусков возможен только тогда, когда обе стороны заинтересованы в работе. Нацеленным на результат ученикам достаточно один раз объяснить, чем чреваты прогулы: низкие баллы при поступлении, впустую потраченные деньги родителей и часы драгоценного времени.
Но подростки на то и подростки, что иногда саботируют даже важные для них мероприятия. Марина Постнова, репетитор по русскому языку, считает, что в таких случаях звонить родителям — единственный выход. Преподаватель советует говорить о прогулах жёстко и один раз: родитель и ученик должны понять, что невозможно сдвинуться с мёртвой точки, если не пытаться что-то сделать. Если же и это не помогает, самое лучшее — попрощаться с учеником.
Отсутствие прогресса
Каждый человек требует особого подхода к себе. Кому-то достаточно одного объяснения, а некоторых и десять повторений не приводят к результату. Проблемы с внимательностью и концентрацией не всегда говорят о том, что ученик не хочет заниматься. Вполне возможно, его память просто работает по-другому. Поэтому отсутствие прогресса на первых порах — не повод сразу привлекать родителей. Для начала стоит обсудить с самим ребёнком методику и темп занятий.
«Я вырос в семье преподавателей и всегда понимал, что тысячекратное повторение — путь к успеху. Это только моя зона ответственности — подстроить процесс под конкретного ученика и дать ему полный объём знаний в той форме, которая ему ближе».
Однако, если ситуация не меняется в течение долгого времени, лучше собрать все заинтересованные стороны и обсудить, насколько преподаватель и ученик подходят друг другу.
Кнут и пряник
Легко забыть, что родитель может участвовать в процессе обучения не только при провалах, ошибках и неудачах ребёнка. Куда важнее привлекать взрослых для того, чтобы похвалить. Подростки нуждаются в поддержке и одобрении, независимо от того, претендуют ли они на высокие баллы или мечтают хотя бы не опозориться на экзамене. «Каждый репетитор должен помнить слова Екатерины Великой: „Я хвалю громко, а порицаю вполголоса“», — считает Марина Викторовна Постнова.
Специалисты Профи рекомендуют не скупиться на похвалу. Говорить об успехах ученика можно ситуативно — например, после хорошо сданного пробника, или планировать регулярные встречи. Это именно тот случай, когда частая коммуникация с родителем приведёт к наилучшему результату.
«Основная образовательная триада — учитель, ученик и родитель. Семья должна участвовать в процессе обучения как мудрый наставник: поддержать, вовремя похвалить и всегда быть на связи со своим ребёнком».