Тест-драйв

Экзамен на права: что поменялось и стало ли труднее

С 1 апреля в России начали действовать новые правила сдачи экзамена на водительские права. По данным ГИБДД, уже через месяц после их введения процент сдавших с первого раза снизился вдвое. Всё стало настолько сложно? Разбираемся вместе с экспертами.
экзамен на права

1. Отменили площадку

Раньше практическую часть экзамена сдавали в два этапа: сначала упражнения на площадке, затем вождение в городе. С 1 апреля их объединили в один. Теперь навыки управления автомобилем, включая параллельную парковку, разворот, эстакаду и въезд в бокс задним ходом, проверяют в реальных условиях.

Эту новость многие ученики восприняли скептически, ведь неопытный водитель может устроить ДТП или задеть на парковке чужую машину. Однако опытные инструкторы считают, что такие страхи излишни.

Александр Цветков инструктор по вождению

4,95 220

Открыть анкету

Экзаменационный маршрут в ГИБДД подбирают так, чтобы сложные элементы не пришлось выполнять среди машин. Для этого либо ищут малолюдное место, либо заранее организовывают специальные участки. К примеру, на время экзамена переоборудуют технологический проезд для «заезда в бокс». Там, где этого сделать не получается, отдельные упражнения по-прежнему выполняют на площадке.

По сути изменилось лишь то, что между городом и автодромом убрали перерыв, считает инструктор. А некоторые упражнения выполнить стало даже легче. К примеру, если на автодроме при спуске с эстакады нужно было остановиться за метр до стоп-линии, то в городе такой отметки зачастую нет. Инспекторы проверяют только, может ли ученик тронуться в гору.

Игорь Тимошин инструктор по вождению

4,96 149

Открыть анкету

Парковку в городе тоже сдавать проще, потому что на автодроме границы участка отмечались конусами и нужно было опускать зеркала, чтобы их видеть. В городе все объекты расположены выше. Достаточно знать правильную траекторию движения и соблюдать минимальную скорость.

маршрут на экзамене

2. «Засекретили» маршрут

Второе важное изменение коснулось маршрутов сдачи. Раньше ученик знал, по какой дороге он поедет на экзамене. А значит, мог нанять инструктора, который заранее натаскивал на маршрут, обращал внимание на дорожные знаки и сложности на пути. Сейчас известен только общий список улиц, на которых может пройти экзамен.

Это нововведение помещает водителя в реальные дорожные условия. А значит, увеличивает нагрузку при подготовке. Теперь мало просто проработать конкретный участок — нужно научиться чувствовать себя уверенно на любых дорогах.

Александр Цветков инструктор по вождению

4,95 220

Открыть анкету

Шансы, что попадётся нестандартная ситуация на экзамене, увеличились. И поверхностного знания ПДД стало недостаточно. Теперь нужно подробно изучить основы управления автомобилем, которые складываются из трёх критериев: безопасности дорожного движения, техники управления авто и экономии ресурсов. Обо всём этом можно прочитать в учебниках, которые есть в автошколе. Раньше мало кто это делал, а зря: только у педали сцепления есть 50 вариантов использования.

Вывод: если хотите побыстрее получить заветную «корочку», изучите всю доступную учебную литературу, которую предлагает вам автошкола, и  постарайтесь наездить как можно больше часов практики до экзамена .

3. Увеличилась длительность экзамена

По новым правилам время экзамена в городе выросло с 15 до 30 минут. Это значит, что у инспектора ГИБДД будет больше возможностей проверить ваши навыки вождения.

Специалисты отмечают, что многие будущие водители надеются обезопасить себя от ошибок, все полчаса двигаясь со скоростью 30 км/ч. Рассчитывать на такой метод сдачи не стоит. Во-первых, проверяющий может дать команду держать скорость по знакам. Во-вторых, часто именно несоблюдение скоростного режима приводит к ошибкам, за которые начисляются штрафные баллы. Лучше ещё на этапе подготовки научиться ездить в ритме, комфортном для города.

Александр Цветков объясняет основной принцип: скорость движения машины не должна превышать вашу скорость анализа дорожной ситуации. Не нужно плестись как черепаха, но и гнать тоже не стоит. «Увидели пешехода — притормозите, остановитесь и ждите, пока он не перейдёт дорогу. Видите впереди светофор — сбавьте скорость. Рассчитайте время так, чтобы подъехать к перекрёстку на красный. И тогда во время вынужденной остановки у вас будет несколько минут, чтобы оценить траекторию движения для следующего манёвра».

Александр Цветков инструктор по вождению

4,95 220

Открыть анкету

Нужно чётко понимать, чего не имеет права делать участник движения. Если кратко, основных нарушений всего два: создание помехи и конфликтной ситуации. Помеха — это когда вы необоснованно снижаете скорость или выскакиваете перед кем-то. Конфликт — если нарушаете траекторию движения и попадаете на траекторию другого авто.

Инструктор советует: если вы вовремя не заметили препятствие на полосе, не лезьте в поток, остановитесь, пропустите другие авто. Не пытайтесь втиснуться на узкий участок дороги, если перед вами остановился автобус: ваши зеркала в этом случае могут оказаться на встречке. Подождите, пока посадка будет закончена, и спокойно езжайте за общественным транспортом.

инспектор на переднем сиденье

4. Инспектор сел на переднее сиденье

В новых правилах прописано, что теперь на дублирующие педали во время сдачи будет нажимать не ваш инструктор, а инспектор ГИБДД. Эксперты отмечают, что на практике так чаще всего происходило и раньше. Поэтому будьте готовы к тому, что на переднем сиденье может оказаться незнакомый человек.

Игорь Тимошин инструктор по вождению

4,96 149

Открыть анкету

Сразу настраивайтесь на 5 попыток и не ожидайте от себя результата на первой сдаче. По моему опыту, ровно столько заходов нужно, даже если человек готов к экзамену. Постепенно вы расслабитесь, и внимание экзаменатора перестанет вас отвлекать.

Если справиться самостоятельно не получается, не стесняйтесь попросить о помощи. Многие инструкторы наряду с обучением вождению предлагают ещё и «психологическую поддержку» и помогают побороть страх дороги. Первое время боятся все, объясняют специалисты, независимо от возраста или пола. В среднем на то, чтобы перешагнуть психологический барьер, уходит около 10 занятий. «Важно начать ездить самому, сделать этот первый шаг и набраться собственного опыта методом проб и ошибок, — добавляет Александр Цветков. — И ещё один совет новичкам: не бойтесь других участников движения. Помните: у вас такие же права, как и у других».

Похожие статьи