У каждого репетитора свой талант

У каждого репетитора свой талант

Фёдор Медведев
репетитор по
математике и физике.
Опыт преподавания — с 2004 г.

Общаясь с коллегами, обратил внимание на достаточно грустную вещь. Многие репетиторы не признают своих слабых сторон и не ценят сильные. Кто-то радуется, прививая в процессе работы дисциплину расхлябанным ученикам, кто-то способен увлечь с первых слов, а кто-то отлично «выстраивает» мозги конкретно под экзамен.

Но, вместо того чтобы развивать собственный дар, репетиторы воспринимают его как маленький бонус — берут в ученики всех подряд. В результате с некоторыми получается заниматься интересно, а с остальными — обычно…

На днях я принял сложное решение: предложил маме одной из любимых моих учениц поискать другого преподавателя на 11-й класс. За полтора года нашей работы вышли с оценки 3–4 на стабильную пятёрку, сдали на отлично ГИА и стали хорошо писать пробники. Сообразительная и любознательная девчушка научилась неплохо ориентироваться в предмете и перестала бояться физики. Очень интересно было с ней заниматься. И вот я предложил поискать другого преподавателя. Почему? Просто лучшее, что могу, я уже сделал.

Не все пятёрки одинаковы

Нужен
репетитор?

Помню, как читал на форуме репетиторов результаты учеников маститых педагогов, когда только начинал: 98 баллов, 100 баллов, победители и призёры всероссийских олимпиад. «Вот к чему надо стремиться», — думал я. Старался брать сильных учеников, готовить их к ЕГЭ. Результаты и отзывы были хорошие. Но вот действительно классная, радующая душу работа получалась в основном с двоечниками и троечниками. Как похвалиться их результатами? Мне ведь казалось, что репетитор может развиваться, лишь повышая баллы и уровень.

Работа с успевающими, благополучными учениками хоть и была приятна и интересна, но проходила как-то без огонька.

Другое дело — работа с теми, кто отстал. Ноль энергии, ноль понимания, тонна страха и неприятия.

Тут мало просто решать задачи — нужно увлечь, вытянуть за счёт собственного азарта, поставить цель и разжечь желание достичь её. Моя давняя привычка рассказывать байки способна вдохнуть в эти «страшные, непонятные» формулы смысл и душу. А если байки уже ни к чему, то… и преподавать как-то неинтересно.

«Любимчики»

Из всех сильных учеников вспоминается только один, которого благополучным назвать как раз нельзя. Несколько лет он не учился в школе, даже не появлялся там. Причины этого и вся история этого парня достойны стать канвой отдельного романа. Здесь лишь скажу, что за учёбу он взялся в конце 10-го класса. Вот тут были и азарт, и кураж, и год пахоты, и Бауманка — до мехмата МГУ не хватило 3 баллов.

В работе с отстающими вспоминаю собственную детскую неуверенность, которую приходилось выдавливать из себя по капле. В ход шли роуп-джампинг и бойцовский клуб, публичные выступления и экстремальные курсы. Мне понятно, как чувствуют себя такие ребята и как с ними работать, постепенно возвращая уверенность в своих силах. «Да не может же этот пример заставить нас сдаться. Отдышись, готов? Три, два, один... Бокс!»

Минус на минус

Знаю за собой ряд черт, которые принято считать минусами педагога: мне сложно работать по плану, люблю поговорить, любую тему объясняю каждый раз по-новому и сам не знаю, как буду рассказывать в следующий раз.

Однако сочетание всего вместе позволяет делать другое: быстро вытягивать тех, кто серьёзно отстал. Причём сам процесс проходит весело и интересно. Тема отстающих для меня очень личная, и основные проекты, над которыми сейчас работаю, направлены именно на них.

Об особом подходе Фёдора Медведева читайте в его статье «Работа с отстающими учениками».

Да, мне нравится заниматься при нехватке времени с учениками, уверенными, что предмет они никогда не поймут. Не шлифовка и без того хороших знаний, а возможность увидеть в глазах искорку понимания доставляет удовольствие — я понимаю, что даю такому ребёнку лучшее, что могу.

Сейчас большая часть учеников, с которыми занимаюсь, — «мои». Им нужен не просто репетитор, а именно я — со всеми достоинствами и недостатками. C этими ребятами у меня совпадают не только цели, но и подходящий психотип, и чувство юмора — им я могу отдать всё лучшее, что есть во мне как в педагоге.

Отдам ученика в талантливые руки

Наверное, уже понятно, почему я впервые за год до экзамена хочу передать другому педагогу ученицу, с которой хорошо работалось. Лучшее я уже сделал, со мной она сдаст хорошо, а вот с таким репетитором — классно. Поэтому мы ищем нового преподавателя в её районе — того, кто любит работать с сильными учениками.

С точки зрения маркетинга можно говорить про выбор ниши, позиционирование, определение ключевой компетенции. Но даже без них — это же круто: делать только то, что интересно и хорошо получается. Естественно, что репетиторам-новичкам не до перебора — они берутся за все заказы. Но как раз в это время можно успехами и неудачами нащупать и занять свою нишу, а если её нет — «вырубить» под себя. Когда не только ты выбираешь дело, но и оно выбирает тебя, ты делаешь лучшее, что можешь, а значит, точно будешь востребован.

Многие мои коллеги обладают уникальными талантами. Одни способны сформировать у учеников логический аппарат, другие — привить дисциплину, третьи — увлечь предметом, четвёртые — подготовить к олимпиадам. Вот только знает об этом узкий круг людей. «Научу любого всему!» — самая простая позиция для репетитора. Но не придётся ли в стремлении к универсальности пренебречь самым лучшим из того, что у вас есть?..

Услуги преподавателей на PROFI.RU

Математика более 13 000 репетиторов
Физика более 5 500 репетиторов
Обществознание более 2 200 репетиторов
Английский язык более 15 000 репетиторов
Автор

репетитор по математике и физике.
Опыт преподавания — с 2004 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *