Интервью с репетитором по химии и английскому языку Аллой Свешниковой

«Я восхищаюсь своими коллегами!»

— Алла, как вы пришли к репетиторству?

— В школе я очень увлекалась химией, участвовала в олимпиадах, побеждала и в мечтах видела себя сотрудником лаборатории. Будучи студенткой химического факультета, поступила на отделение иностранных языков для того, чтобы проходить стажировку за рубежом и свободно разговаривать с иностранцами.

После окончания вуза устроилась в шведскую лабораторию при фармацевтическом заводе в Краснодаре, но зарплата была, к сожалению, далеко не самая высокая. Тогда мне хотелось просто накопить на красивую свадьбу, поэтому я стала искать подработку со свободным графиком.

Читайте также: «GMAT И SAT: зачем их сдавать».

Алла Свешникова
репетитор по химии и
английскому языку.
Опыт преподавания — с 2008 г.

Это был 2010 год, я стала предлагать свои услуги через знакомых. Золотая медаль в школе, 2 красных университетских диплома, совсем низкая цена уроков, но учеников было очень мало! Я уже было отказалась от этой затеи, но моя любимая подруга Наталья Тугуз (тоже, кстати, зарегистрирована на сайте) предложила начать поиск учеников с помощью удобного ресурса PROFI.RU. Поначалу я переживала, что меня не назначают на понравившиеся заказы, но продолжала отправлять заявки, тщательно готовилась к урокам, работала на выезде. Рейтинг стал расти, а с ним увеличивалось и число заказов.

 

— Алла, вы уже 4 года остаётесь с нашим сервисом… Существенно ли изменилась за эти годы ваша методика преподавания, подход к занятиям?

— Естественно, многое поменялось. Каждый год встречаешь разных учеников, ищешь к ним особенный подход. Открываешь всё новые и новые методики и разработки, собираешь по крупицам идеи из сети. Конечно же, очень помогают семинары, которые сервис организует для репетиторов, — узнаёшь много нового.

Чем больше учеников, тем быстрее созревает в голове план того, как работать с конкретным человеком, тем быстрее ты понимаешь, какая из методик будет действовать в каждом конкретном случае.

 

— А на что вы ориентировались в самом начале, когда ещё не было опыта репетиторской деятельности?

— Когда я только начинала, может быть, я в чём-то копировала своих школьных учителей, а в чём-то меня вело собственное ощущение того, что правильно в данной ситуации. Не то чтобы это была самодеятельность: я по первому образованию — преподаватель химии, и у меня есть теоретическая база. Однако, естественно, когда начинаешь взаимодействовать с людьми, верные решения и подходы находятся быстрей, работа становится профессиональней. Помогает и постоянное общение с коллегами, обсуждение на форуме. Я часто его читаю и восхищаюсь своими коллегами: каких успехов они добиваются, с какой лёгкостью и изяществом решают проблемы, возникающие в ходе работы.

 

— Можете ли привести пример подобной проблемы, которая была актуальна для вас в последнее время?

— Предположим, экспресс-заказ. На носу сдача ЕГЭ, а у тебя мало времени. Как поступить в такой ситуации? Брать ли заказ? Опыт показал, что, когда начинаешь работать, нужно трезво оценить заказчика и описать ему, на что он может рассчитывать. Если человеку просто нужно перешагнуть определённый порог — это одно дело, а если нужны какие-то запредельные баллы — наверно, проще отказаться, я же не волшебница.

 

— Часто ли возникают конфликтные ситуации с заказчиками?

— Конечно, конфликтные ситуации случаются, потому что люди все разные, но я стараюсь спокойно к ним относиться. В общей сложности я преподаю 8 лет, и за это время научилась уже по первому телефонному разговору отслеживать так называемые тревожные звоночки. Например, я звоню человеку и не могу дозвониться, он сбрасывает звонки или в резком тоне говорит, что ему некогда, причём не потому, что у него какие-то дела, а просто такой подход. Очень важен тон. Бывает, что человек с первого телефонного разговора начинает откровенно хамить.

 

— И как вы реагируете на подобные выпады?

— Когда звоню, отождествляю себя прежде всего с сервисом. Чувствую себя частью команды и стремлюсь к тому, чтобы о нас осталось благоприятное впечатление. Поэтому я не могу тоже ответить хамством и пытаюсь очень вежливо завершить разговор с человеком…

 

— Алла, согласны ли вы с мнением о том, что в обеспеченных семьях родители зачастую более корректно и вежливо относятся к репетитору?

— У меня – как раз наоборот. Детям очень обеспеченных родителей многое даётся легко, у них нет того стимула «выйти в люди», который часто бывает у учеников из мало- и среднеобеспеченных семей. Именно они будущее благосостояние связывают с получением качественного образования, надеются на собственные силы. Это, в свою очередь, влияет и на отношение к репетитору, такие родители, как правило, очень вежливы, боятся испортить отношения.

 

«Мне хочется идти в ногу со временем»

— Вернёмся всё-таки к приятному. Алла, что самое интересное в репетиторстве для вас?

— Общение с людьми! Каждый год встречаешь большое количество новых учеников, их родителей. Очень интересно наблюдать, когда ученики оказываются знакомы и пересекаются на моих занятиях. С некоторыми становимся друзьями, я поддерживаю общение даже с учениками семилетней давности. В то же время формат преподавания позволяет взаимодействовать только с теми, с кем хочешь, нет необходимости работать в одном и том же коллективе. Это работа, где ты сам себе начальник, сам выбираешь свой график и нагрузку.

 

— То есть репетиторство для вас — это возможность работы в удобном формате и обретения новых дружеских связей… Есть ли ещё какие-то позитивные моменты в репетиторской деятельности, которые вы отметили для себя за годы работы?

— Работа репетитором помогла мне стать индивидуальным предпринимателем и решить многие финансовые вопросы. Я приобрела автомобиль, решился квартирный вопрос… При этом остаётся время на себя: за эти годы у меня появилась семья, родилась дочь.

 

— А как вы видите своё дальнейшее развитие в сфере репетиторства? Чего хотелось бы достичь?

— Я постоянно работаю над собственной методикой, встречаюсь с коллегами для обмена опытом. Но в последнее время меня посещают мысли о создании онлайн-курсов. Сейчас растёт популярность удалённого обучения, и мне хочется идти в ногу со временем.

— Расскажите, пожалуйста, подробней об этой идее.

— Проект совсем в зародыше. Идея вот в чём: многие из тех, кто обращается к нам, — это ученики, которым нужно больше времени на усвоение материала, у многих проблемы с памятью, восприятием и т.д. И есть ситуации, когда недостаточно один раз объяснить, нужно просто нарабатывать, например, решать один тип задач, делать упражнения на одно правило. Мне кажется, в таких случаях тратить деньги на занятия с педагогом не всегда оправданно и выгодно. Поэтому я хотела бы создать онлайн-ресурс, благодаря которому ученик смог бы повторять трудную для него тему и работать над её освоением самостоятельно, естественно, с возможностью задавать мне вопросы. Думаю, совмещение занятий с репетитором и самостоятельной работы онлайн — это удобная модель для учеников и существенная экономия средств для родителей.

— Алла, вы планируете и в будущем работать репетитором? Не хотелось бы, например, вернуться однажды к химии или устроиться на должность переводчика?

— Всё может быть, кто знает… Но в ближайшем будущем не планирую менять что-то кардинально, так как самое прекрасное в работе репетитора — формат фриланса. Вкусив однажды это ощущение свободы, я уже с трудом могу представить себе работу в компании с начальником, коллективом и т.д.

 

«Наши встречи с коллегами — как форум, только устный»

— Алла, вы много сегодня говорили об активном общении с коллегами, обмене опытом. Не так давно вы стали обладателем номинации «Лидер сообщества репетиторов – 2014». Расскажите, пожалуйста, подробней о своей активности в этом русле.

— Мне предложили организовать встречу с коллегами. Мы так здорово провели этот вечер, что стали встречаться по собственной инициативе примерно раз в пару месяцев. Далее меня стали приглашать принять участие в различных проектах сервиса, и потом я узнала, что номинирована на премию «Лидер сообщества репетиторов – 2014», что было неожиданно и очень приятно!

 

— А как проходят ваши встречи с коллегами?

— Нас регулярно собирается человек 10, в основном молодёжь, и это такие дружеские встречи со своей атмосферой. Мы часто устраиваем что-то тематическое: квесты, игры, мозговые штурмы. Обсуждаем интересные случаи и проблемные ситуации, связанные с преподаванием, это как тот же форум, только устный. Я думаю, что такие встречи внутри сообщества весьма полезны, потому что это и поддержка, и помощь, и обмен опытом.

 

— Алла, а что вы, как молодой, но уже довольно опытный педагог, могли бы посоветовать молодым репетиторам, только начинающим свою деятельность?

— Наверное, успех в том, чтобы относиться к любому делу серьёзно. Мой опыт работы показал, что тяжело достичь высоких результатов в нескольких делах одновременно. Поэтому если есть желание стать именно успешным репетитором, то надо и работать в этом направлении, активно отправлять заявки на сайте, заниматься самообразованием, работать над собственной методикой, любить учеников!

 

— Кстати об учениках. С учениками какого уровня и возраста заниматься наиболее интересно?

— У меня есть опыт работы с учениками практически любого уровня и возраста, но ближе всего молодёжь (старшая школа, студенты и мои ровесники). Мне с ними легче всего находить психологический контакт, что является очень ценным для продуктивной работы.

 

— Можете ли вы описать своего «идеального ученика»?

— Хороший вопрос! Думаю, идеальный ученик — которому и преподаватель не нужен. Всё же задача репетитора — помогать учиться, осваивать сложные науки, поэтому легко работать с теми, кто доверяет педагогу и выполняет его требования.

 

— А репетитор — каким он всё-таки должен быть?

— Работа репетитором — это работа с людьми, поэтому нужно любить своих учеников, быть очень терпеливым. Иногда приходится быть строгим, но у меня это плохо получается. Важно мотивировать человека и найти к нему подход. Дети все разные, кого-то нужно ругать, кого-то — нельзя.

Также необходимо ещё на начальном этапе уметь правильно определить, что человеку нужно, грамотно договориться с ним, установить обратную связь с родителем. Естественно, важно и само знание предмета, а также умение свои знания передать. Не всегда хороший специалист-практик на это способен.

 

— Алла, вы преподаёте иностранный язык и химию, два совершенно разных предмета. Отдаёте ли вы предпочтение одному из них?

— Не могу выбрать, люблю оба предмета. Но в последнее время ко мне стали обращаться родители учеников, которые планируют поступать в вуз за рубежом или уже учатся в иностранной школе и приезжают на каникулы. Им я преподаю Science — науки на английском языке, некий гибрид физики, химии, биологии и информатики. В принципе, эту дисциплину может преподавать просто выпускник языкового вуза, но родителям импонирует моё хорошее владение именно теоретической базой.

 

— Как вы считаете, сегодняшнее школьное образование по химии адекватно? Что бы вы изменили?

— К сожалению, часто приходится слышать, что у ребят в школе в принципе отсутствует эксперимент. А ведь это неотъемлемая часть изучения предмета, он позволяет связать теорию с практикой и превратить знания в убеждения. Мне сложно судить со стороны, но, похоже, выбор между химическим экспериментом, видеозаписями и полным его отсутствием есть вопрос финансовый. При увеличении финансирования можно найти и необходимое число часов, и нужный инвентарь.

 

— Алла, расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях, хобби.

— В настоящее время я занимаюсь акробатикой, мне очень нравится, так как это полностью нивелирует последствия сидячей работы. У меня очень строгий и требовательный тренер, и бывает интересно посмотреть на преподавателя со стороны, с точки зрения ученика.

— Алла, вы видите свою дальнейшую жизнь в Краснодаре или хотели бы однажды переехать в другое место?

— Я родилась в Краснодаре, всю жизнь живу здесь, и мне комфортно в этом городе, так как я совсем не люблю зиму и снег. Но однажды мы с мужем побывали в Питере, и я влюбилась! В этот город, в людей, культуру, красоту! Если уж переезжать, то с радостью переехала бы в Санкт-Петербург.

— Если бы можно было выбрать любую точку на карте и отправиться туда прямо сейчас, какое место вы бы выбрали?

— Я недавно дочитала книгу Грегори Дэвида Робертса «Шантарам». Там показаны бедность, пороки и преступность Индии, и при этом она так завораживает читателя, что мне захотелось самой посмотреть на пышную тропическую природу, длинные морские побережья и составить собственное впечатление о стране со столь противоречивым характером.

2 комментария

  1. Замечательное интервью,как,в принципе, и сам педагог!

  2. Познавательное интервью, красивые фотографий! Да, Шантарам — хорошая книга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *