Времена английских глаголов: сколько и как запоминать

Времена английских глаголов

Довольно часто мои ученики спрашивают, сколько нужно использовать времён глаголов для комфортного общения. Что ж, попробуем разобраться.

Простое прошедшее, настоящее и будущее дают информацию о том, когда происходит или произошло событие. То есть, когда задача сводится к неглубокому общению с иностранцами, особенно не с носителями языка, — в отпуске, в интернете, по работе, — трёх форм достаточно.

Читайте также «Английский срочно! Для собеседований и командировок».

Но если вам нужно широко использовать английский на работе (переговоры, презентации, conference-calls, деловые письма), общаться с иностранными друзьями или же вы живёте за границей и нацелены на близкое общение, необходимо оперировать хотя бы семью-восемью временами.

Откуда берётся пассивная грамматика

Многие слышали о том, что использование языка бывает пассивным и активным. Уточним, в чём разница.

Пассивное использование — это восприятие на слух или при чтении. Активное владение языком — это умение воспроизводить, то есть писать и говорить. Когда человек после языковых курсов говорит: «Я как та собака: всё понимаю, особенно когда читаю, а сказать не могу», — это как раз пассивное знание.

Особенно обидно бывает тем, кто неплохо ориентируется в так называемой пассивной грамматике. Человек читает и слушает тексты на английском, всё понимает и даже может объяснить использование той или иной конструкции. При этом как в письменной, так и в устной речи или не может сам построить правильную грамматическую конструкцию, или делает это мучительно и долго.

К сожалению, даже самое добросовестное выполнение письменных заданий в популярном учебнике грамматики совершенно не означает, что вы сможете в речи пользоваться такими же красивыми конструкциями, как там. И тому есть две основные причины:

 
  1. При чтении на иностранном языке задействуются одни нейронные связи головного мозга, а при устной речи — другие.
  2. В учебниках подобного рода почти всегда даются отдельные предложения, вырванные из контекста. В итоге упражнения помогают понять способы формирования тех или иных конструкций, а навык употребления не вырабатывается.

Дело пойдёт лучше, если выполнять упражнения на выбор правильного варианта — для начала хотя бы из двух форм, а затем из четырёх и более.

А главное, грамматику нужно изучать вкупе с приобретением навыков говорения и, если необходимо, письма.

Читайте также интервью с автором статьи, репетитором Ольгой Миллич.

Переводим язык «в актив»

Итак, как же можно соединить изучение грамматики с отработкой навыков устной речи? Рассмотрим несколько приёмов.

 

Ситуативное запоминание

Один из самых эффективных подходов — это практика в привязке к определённым ситуациям.

Пример: для просьб и предложений используется простое будущее время с will и shall, для планов на будущее — конструкция to be going to и Рresent Сontinuous. Предположения о будущем — это уже простое будущее время (will).

Диалоги

Очень эффективно тренировать грамматику на небольших диалогах, даже если они состоят всего из двух реплик.

1-й пример:
— Can I have a word with you?
— Sure, I’m not working at the moment.

Сразу возникает картинка с ситуацией в офисе, и становится понятно, что действие происходит сейчас.

2-й пример:
— How long have you had your dog?
— I’ve had it for 3 months.

Взаимосвязь вопроса и ответа здесь — это ключик к пониманию одной из функций Рresent Рerfect.

 

Повторение за диктором

Полезно повторять тексты и диалоги за диктором, прослушивая диски к пособиям или аудио из интернета. Особый эффект достигается при повторении не глядя в текст.

Мы ведь в обычной жизни не пользуемся шпаргалками во время общения, не правда ли? Поэтому и навык говорения по-английски без привязки к тексту нужно развивать, тренируя автоматическое употребление времён. Иначе во время разговора собеседник может не дождаться вашего грамотного ответа и уйти.

 

Монолог-дневник

Привязка к ситуациям, которая помогает тренироваться на диалогах, эффективна и в монологической речи. Например, рассказ о своих и чужих достижениях с использованием ненавистного перфекта будет звучать примерно так:

I’ve learnt to drive a car, I’ve written twenty books and painted thirty paintings. My mum has learnt French and Spanish, she’s done thirty projects at work.

Примерами тем могут служить:
— Как я провёл отпуск.
— Что мне снилось.
— Кто в какой одежде был на корпоративе.
— Шопинг и неудачная покупка.
— Неприятность, случившаяся в кафе.

Чтобы рассказать об этих случаях, скорее всего, придётся использовать три формы прошедшего времени. И чем сильнее эмоциональное вовлечение, тем больше эффект. Психика склонна якорьками цепляться за такие ситуации, что помогает запоминанию.

В первое время хорошо писать такие рассказы, ведь мы помним, что для письма, как и для речи, требуется активный навык воспроизводства. При письме у нас больше времени на обдумывание, и, соответственно, вероятность написать грамматически правильно выше. Однако не забывайте, что главной целью должно стать говорение! Читайте свои сочинения вслух, пересказывайте близко к тексту и обязательно включайте в пересказ использованные в тексте грамматические конструкции.

 

А теперь хорошая новость!

Во время обучения пассивное восприятие имеет тенденцию трансформироваться в активное воспроизведение. То есть, постоянно тренируясь, вы научитесь без усилий воспроизводить в речи и на письме услышанные или прочитанные фразы.

Как запоминать английские слова с помощью песен, читайте здесь: «Пойте, чтобы легче выучить иностранный язык».

Не ждите, сразу пробуйте!

Зачастую выучить язык и усовершенствовать его человеку мешает… комплекс отличника. Такому ученику кажется, что надо сначала отточить все навыки и набрать богатый словарь, а уж потом-то он выйдет в люди и заговорит. Это не самый успешный путь. Посмотрим, что в нём не так.

 

Алгоритм мышления

Итак, мы пытаемся говорить по-английски. С чего начинает наш бедняга-отличник? Сначала в голове строится предложение на русском — красивое и длинное, сложносочинённое с причастными оборотами. Затем следует попытка перевести это предложение на английский про себя. И если не хватает ни лексики, ни грамматики, то тут же приходит мысль: «Рано заговорил!»

На самом деле абсолютно не нужно дожидаться, пока в процессе разговоров с собой вы овладеете крутыми оборотами и сложными предложениями. На начальном этапе главное — это донести мысль до собеседника.

Учитесь говорить сразу простыми предложениями. В этом случае после ваших усердных занятий и тренировок отпадёт необходимость сначала выстраивать примитивную фразу на русском — в голове будут сразу всплывать английские конструкции.

Чтобы этот процесс происходил быстро и безболезненно, важно учить и нарабатывать (а значит, писать и много раз повторять) различные клише для определённых ситуаций, чтобы в нужный момент в жизни сработала ассоциативная память.

 

Страх ошибок

Есть ещё одна причина, по которой бедняга-отличник долго и молча ждёт успехов в английском языке. Это миф о том, что если вы говорите с грамматическими ошибками, и вас никто не поправляет, то эти ошибки останутся с вами навсегда.

На самом деле вряд ли с вами такое случится, если вы будете постоянно практиковаться. Два важных фактора работают на вас:

  • Во-первых, по мере практики вы начнёте замечать свои ошибки и исправлять их, а затем, с течением времени, вы автоматически заговорите правильно.
  • Во-вторых, в процессе обучения чтение и прослушивание правильных текстов само по себе выправляет активное использование грамматики. Это проявится эффективнее и быстрее, если время от времени вы будете слушать, читать и при этом анализировать использование тех или иных времён.
 

Спрашивайте и отрицайте

В английском языке никак нельзя упускать из виду отрицательные и вопросительные грамматические конструкции. Очень часто ученики, которые неплохо справляются с утвердительными предложениями в разных временах, испытывают трудности при построении отрицательных предложений и вопросов.

Особенно это заметно в разговорной речи. Поэтому в ваши тренировочные диалоги и рассказы обязательно включайте и вопросы, и отрицания.

Два совета напоследок

 
  1. Не нужно бояться двенадцати времён английских глаголов и проводить аналогии с тремя русскими — часто они совершенно несопоставимы. Использование английских глаголов вполне логично и постижимо. А «недоиспользование» не несёт в себе катастрофы, если, конечно, вы не участвуете в составлении глобальных стратегических планов.
  2. Старайтесь наполнять занятия эмоциями. Таблицы времён глаголов подходят не всем, а только тем, кому необходима систематизированная информация. Но они утомят человека с развитым воображением. Зато впечатлительные люди легко воспринимают грамматику, нанизанную на увлекательные истории и комичные диалоги.
Автор

Репетитор по английскому языку,
опыт преподавания — более 10 лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>