Интервью с репетитором по английскому языку Владимиром Прокоповичем

Три причины поступать в зарубежный вуз

— Владимир, что сразу обращает на себя внимание в вашей анкете — это внушительный список оконченных вузов, в числе которых Кембридж. Расскажите, какой из них оказал наибольшее влияние на ваше становление?

— Я всё-таки думаю, что МГУ, потому что в 90-е годы ещё сохранилась хорошая, качественная советская школа преподавания, с сильными и требовательными педагогами, которые могли как минимум хорошо преподавать грамматику.

Тогда диплом МГУ ещё являлся определённым критерием качества. Поступить туда было сложно, финансовые механизмы не работали — только чистая конкуренция. Зато уж если ты поступаешь, то имеешь возможность резко выйти из общей массы людей, поехать за границу и делать карьеру, связанную с внешней средой.

 
Владимир Прокопович
репетитор по
английскому языку.
Опыт преподавания — с 1994 г.

— Что молодому человеку, студенту, даёт опыт обучения в зарубежном вузе?

— Мне в своё время повезло, я поехал по обмену в Южную Корею, в Сеул, и это до сих пор один из ярчайших опытов в моей жизни.

Во-первых, ты формируешься как личность в неоднородной, разноплановой среде, где люди разных национальностей, менталитетов, культуры и привычек. Кругозор становится шире, чем у сверстников, выросших в единородной среде, где преобладают характерные для неё установки.

Межкультурный обмен, особенно если ты — открытый, общительный человек, очень полезен. Тем более что мы живём в такую эпоху. Открытая система сегодня продуктивнее, чем закрытая. Facebook, Google — всё это открытые платформы. Сегодня, по сути, выгодней давать, чем брать. Чем больше ты поделишься, тем больше тебе придёт. Антонио Бандераса однажды спросили: «Как ты прожил эту часть жизни?» И он ответил: «Я клёво прожил. Я давал и брал» (give and take). Эта философия жизни очень полезная, а с точки зрения образования она вообще номер один.

 

О лучших зарубежных вузах читайте подробнее в статье «Учиться за границей всегда пригодится».

— И, я так понимаю, вы её разделяете?

— Полностью. Для того чтобы что-то узнать, нужно, чтобы ты сам раскрылся. Даже если ты не готов разделять какие-то идеи, ты должен суметь их услышать, пропустить через себя и соотнести с тем, что ты знал до этого. Таким образом ты учишься больше, чем при чтении книг, на мой взгляд. Это первый момент.

Во-вторых, ничто не заменит проживание за границей с точки зрения повышения уровня владения иностранным языком. Когда я поехал на 3-м курсе в Корею, мой корейский и английский находились на уровне теоретических знаний. Сначала я даже не понимал, о чём говорят люди, хотя за плечами был довольно большой опыт общения. Но уже через год нахождения в языковой среде я вернулся в Москву, и мне моих знаний корейского хватило для того, чтобы получить позицию преподавателя в МГУ! Я считаю, что однозначно нужно набраться знаний в своей стране, поучить грамматику, после чего общаться с носителями языка, и лучше — непосредственно приехав в страну.

Третья причина, по которой я считаю, что нужно ехать учиться за границу, связана с глобальной экономикой, в условиях которой мы все сейчас живём. Если человек хочет получить набор навыков, skill set (а это, я считаю, гораздо важнее бумажки), то он должен понять, за что он платит временем и деньгами. Для начала нужно понять, чем вообще он хочет заниматься. Часто родители выбирают для детей будущую сферу деятельности, и это, я считаю, неправильно. В идеале родители должны взять на себя все риски, решить вопросы с армией, деньгами и т.д. и дать детям возможность раскрыться, не спешить с самоопределением.

Дальше можно проанализировать имеющиеся специальности и смотреть, где их лучше преподают. Вот, например, балет преподают лучше всего в России, а вот основы финансового менеджмента я бы поехал изучать в хорошую бизнес-школу в США или Гонконг. В общем, нужно не доверять рейтингам, а смотреть и собирать информацию.

У нас сегодня на фундаментальную науку деньги не выделяются. Если человек хочет долго и упорно заниматься ею, то ему, конечно, путь заграницу. Вот, собственно, третья причина обучаться в зарубежных вузах.

«Нельзя отбирать у детей мечту»

— И у многих ваших клиентов такой осмысленный подход к обучению?

— Нет, если честно, у очень немногих. Родители делятся на 3 категории: процентов 10 готовы взять на себя ответственность и подождать, пока дети определятся, не толкать их никуда, не создавать им ложные ценности и ориентиры. Возможно, ребёнок захочет поступить в какой-нибудь непрестижный вуз. Мой сын, например, пошёл в Литературный институт. Он пишет стихи, очень интересуется этой темой, его трогают такие вещи: «Представляешь, – говорит, — в этом зале стоял Пастернак». К Литературному институту не подъезжают на «Ламборгини», но я уверен, что сын окончит этот вуз и будет гораздо более востребован, чем выпускник экономического института, которых в стране огромное количество, а значит, и конкуренция высока. Мой сын будет заниматься любимым делом, что всегда обеспечивает высокую конкурентоспособность, потому что не хочется бросать его даже вечерами.

Возвращаясь к клиентам, надо сказать, что оставшаяся часть родителей делится (по 45%) на тех, которые жёстко заявляют: «Мой ребёнок пойдёт туда», и тех, которые толком ничего не знают, смотрят какие-то рейтинги и т.д.

 

— А когда заканчивается этот период самоопределения у молодого человека? Может быть, и не стоит сразу после школы поступать в институт?

— Да, поступать сразу после школы необязательно. Вообще надо гибко и индивидуально ко всему подходить. В США и в Европе есть так называемый gap year, и это, я считаю, очень мудро. Немцы, например, ездят по миру и пытаются оказывать разные социальные услуги, чтобы люди им за это платили чем-то.

Что я вижу на примере своих сыновей? Младший уже нашёл себя, и никто не помешает ему учиться в институте, который он выбрал. Старший — музыкант, играет поп-рок, сочиняет песни. Это путь тернистый, и я отдаю себе полный отчёт в том, что может выстрелить, а может и нет. Но отобрать у человека амбиции и мечту в таком продуктивном возрасте, когда Македонский полмира завоевал, посадить его за парту и сказать: «Давай, изучай какую-нибудь полезную вещь, чтобы деньги зарабатывать», — это, я считаю, неправильно.

Есть такая книга, «Сиддхартха» Германа Гессе, — там как раз про становление мужского характера. Главный герой уходит из семьи брахмана и живёт аскезой. В результате он становится самодостаточным. Точка отсчёта — ноль, ты уже ни от кого не зависишь и дальше можешь спокойно формировать свой мир так, как тебе нравится.

Люди должны повзрослеть эмоционально, посмотреть мир, других людей, выйти из своей зоны комфорта, и они поймут, что им нужно.

 

— Владимир, расскажите о разнице между российскими и европейскими студентами.

— Европейские студенты, в частности англичане, весьма эгоцентричны. Командная работа присутствует, но люди всегда следят за своим интересом.

Когда я учился в Кембридже, у нас в группе был один индус, остальные — англичане. И вот индус обратился к англичанину с просьбой проверить его задание по грамматике. И англичанин, с которым мы были в дружеских отношениях, мне пожаловался: «Владимир, я не понимаю, что он мне вообще пишет? Он же должен сам всё делать. Это что получится: я закончил, получил диплом CELTA. Он закончил, получил диплом CELTA. И он знает хуже, чем я? Тогда чего стоит мой диплом?»

Для них непонятно, зачем идти учиться, чтобы потом списывать. Думаю, это из-за либеральной установки со стороны родителей, внешней среды. Никто не говорит: ты должен обязательно получить высшее образование. Там неплохо себя чувствуют люди со средним образованием. Я видел сантехника в Кембридже, он выглядит, как Брэд Питт. Там кебмены (таксисты) зарабатывают больше в 4 раза, чем университетский профессор. Если у нас это будет предметом для недовольства, то там это вполне нормально. Экономика — это Адам Смит. Если слесарь пользуется большим спросом, чем профессор, значит, и денег ему платят больше.

Отношение к образованию у людей прикладное. Студенты имеют право на равных разговаривать с педагогами, потому что они пришли не за бумажкой, а за реальными практическими навыками. Преподаватель же понимает, что он продаёт свою услугу. Он не может прийти, как в России, и давить своим авторитетом. Там никто не позволит несколько занятий подряд какую-то ерунду рассказывать и грузить учащихся тем, что им не нужно. Студенты в кулуарах сразу возмутятся: «Что такое говорит Томас? Нам это в принципе не нужно. Слушай, я переведусь с этого курса». В этом плане люди там более осмысленные.

Социальная защищённость в европейских странах выше. Они взрослеют как члены общества позже, чем наши ребята. У нас сразу же возникает потребность себя обеспечивать, а там люди могут позволить себе подольше поучиться, в первую очередь за счёт большего финансирования правительством сферы образования, в частности фундаментальных дисциплин.

 

«Чтобы на языке говорить, нужно на нём говорить»

— Владимир, сакраментальный вопрос, который наверняка многих интересует. Почему в России все учат в школах английский по 10 лет, а потом выходят из них и не могут ничего сказать?

— Это проблема не только российская. В Корее, например, то же самое. Язык — это средство общения. И, чтобы на каком-то языке говорить, надо на нём говорить. Если люди на занятиях не затрачивают энергию на то, чтобы разговаривать, то у них появляются лишь рецептивные навыки: на приём, а не на выдачу. В лучшем случае они смогут, например, читать на иностранном языке.

Ещё один момент связан с тем, что любой язык — это гуманитарная наука. В физике, например, ты не объяснишь формулу, не объяснив понятия сопротивления, то есть у тебя есть реперные точки. А в английском ты можешь годами запоминать какие-то слова, мусолить времена, и будет создаваться впечатление, что ты действительно учишь язык.

Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Появился ЕГЭ, списанный с видоизменениями кембриджский экзамен, и появление критериев заставляет людей более осмысленно подходить к изучению языка. Я вижу всё больше хороших педагогов, ситуация, которая наблюдалась в лихие 90-е и нулевые годы, когда старые кадры уже ушли, а новые ещё не появились, уходит в прошлое.

Ещё один момент, кстати, который может помешать результативному изучению языка, связан с методикой. У учителя должно быть желание заинтересовать ученика языком. Можно сказать: давай изучим времена, а можно сказать: давай откроем сериал и посмотрим, как эти времена используются.

 

— Это как раз ваша концепция игрового обучения? Еdutainment (игровое обучение)?

— Да. Мне нравится так называемая коммуникативная методика.

Очень много учебников по всему миру построены по единым принципам, и обучение грамматики в них происходит на контексте. Так как учебники универсальные, в них нужно совместить интересы мужчин, женщин, математиков, кулинаров и пр. А место в книге ограничено. Для каждого грамматического блока выделяется своя тема: например, давайте выучим время Present Perfect на теме «Архитектура». Процентам 70–80 учащихся архитектура неинтересна, и ими этот материал и, соответственно, грамматика не будут восприняты и усвоены. Таким образом, система несовершенна, и, тем не менее, это огромный образовательный конвейер, стоящий триллионы.

 

— То есть коммуникативная методика заключается в том, чтобы на основании того, что тебе интересно, изучить весь курс?

— Коммуникативная методика, как она разработана и формализована в Кембридже, сводится к тому, что на основе определённой темы ты изучаешь грамматику. Когда у тебя есть грамматическая база, ты должен уже просто слушать, говорить, читать книги, смотреть фильмы. Нарабатывать свой словарный запас.

Моё мнение: бессмысленно ходить к репетиторам, когда ты уже знаешь грамматику. Изучение языка — это на 80% самостоятельная работа. Единственное — преподаватель может быть полезен для разбора нюансов и тонкостей, также он может помочь тебе научиться различать речь на слух.

 

— Насколько я знаю, у вас уже есть такие курсы, где вы предлагаете учить язык на основе каких-то конкретных тем (мода, спорт и т.д.). Они востребованы в Москве?

— Пока нет! Я действительно сделал такой образовательный продукт: обучение на конкретных темах, своеобразные курсы по интересам. Например, интересуется человек футболом, и ему никто не мешает проходить грамматику с помощью понятной и близкой ему темы.

Курсы уже оформлены и запущены, но им не хватает бизнес-девелопмента, правильного позиционирования и продвижения, поэтому пока мало людей именно на них записываются. Когда появится ресурс, я уверен, что этот продукт будет пользоваться успехом, потому что это действительно здорово.

 

— Владимир, а что для русского человека самое сложное в изучении английского?

— Вообще для людей, и для русских в частности, самое сложное в изучении любого языка — это системность и методичность. Когда ты занимаешься языком, важно, чтобы ты сам сел и интенсивно занимался, особенно вначале. Я считаю, должно быть так: ты выбрал репетитора и на ближайшие 3–6 месяцев сводишь остальные свои активности к минимуму. Ты не ходишь в зал, уделяешь меньше времени семье и друзьям, но ты должен пройти эту точку, когда ты начинаешь плыть, то есть говоришь и слышишь. Многие люди не проходят эту точку, занимаются 2 раза в неделю по часу, без домашних заданий. Ну, они имеют то, что имеют, то есть, как правило, ничего.

В изучении языка, увы, часто происходят обидные вещи: если ты сразу далеко не зашёл, то через 2 месяца спокойных, неторопливых занятий ты можешь быть всё ещё на той же точке, где и начинал.

В Москве многим людям нужен английский, но у них нет ресурса свободного времени. Есть какие-то установки, например: мне надо за 4 месяца освоить язык, чтобы пройти интервью. Окей. Я могу дать ему грамматику, подсказки, которые помогут различать речь на слух. Но он не сможет освоить так быстро словарный запас. Нужно пропускать через себя большое количество оригинального материала: книги, фильмы, сериалы…

 

— Владимир, я знаю, что у вас была программа на радиостанции. Существует ли она сейчас?

— Нет, там было всего пара выпусков. Я поверил в этот продукт, сделал его, пробился на радио, но, видимо, слушателей не зацепил, и мне не дали второго шанса. Тем не менее, я этой идеей до сих пор горю, и у меня есть договорённость с компанией LinguaLeo, что я проведу программу, и мы сделаем пересылку материала на их ресурс.

Я думаю, что микроуроки по радио — это очень правильно, потому что такой контент даёт лояльную аудиторию, в отличие, например, от музыки, — это во-первых. Во-вторых, уроки привлекают более платёжеспособную аудиторию, так как образованные люди и стремящиеся к таковым всегда более высокооплачиваемы.

Ну и просто с точки зрения формата это интересно. Меня многие просят: сделай курс, который можно слушать за рулём. Сегодня ничего такого не существует, и живая 20-минутная передача — это, по-моему, отличное решение.

 

— Раз уж мы заговорили о подобном формате, поделитесь своим мнением о программе «Полиглот», той, что по телевизору идёт.

— Я был на одном тренинге Петрова, и я был единственным, кто ушёл с него. Он очень харизматичный мужчина, который рассказывает о том, какие мы не такие. Путешествуя по миру и пожив в разных странах, я понял, что все люди очень похожи. И спекуляция на так называемой русской идее мне не близка.

Тем не менее, у него есть две большие заслуги: он популяризировал изучение языков и он упростил его, встряхнув покрытую патиной цинизма старую школу, в которой было принято 3 года изучать времена. У него всё по-другому: «Тема — простые времена. Раз, два, три — погнали».

Но есть здесь и оборотная сторона медали: я считаю, что это вредно — давать людям упрощённое понимание времён и говорить, что этого достаточно. Этого недостаточно. Тот же перфект — он возникает сразу же, когда ты едешь за границу. И когда тебя спрашивают: where have you been, — а ты не понимаешь вопроса и думаешь: иметь? побывать? — это значительно усложняет коммуникацию.

Так что я считаю, что сама идея с упрощением верная, но подход неправильный. У меня, например, есть интенсивный курс грамматики. За 30 часов я даю основу: там есть времена, модальные глаголы, условные предложения, артикли и т.д. Люди довольны, я отвечаю за качество. Ты можешь от меня выйти и продолжить изучение языка самостоятельно. Но ты получаешь весь пакет, а не урезанный: три формы времени, общее представление о модальных глаголах и т.д.

 

Определиться с выбором иностранного языка для изучения поможет статья «Какой язык начать учить? Топ-5 от экспертов PROFI.RU».

«Моя сверхцель — не зависеть от места проживания»

— Владимир, у нас грядёт футбольный турнир. В его преддверии расскажите, пожалуйста, о своём опыте участия.

— Так получилось, что в футбол я играю давно, и это моё самое любимое (до недавнего времени) занятие.

Генри Форд сказал: «Человек должен использовать любую возможность, так как она может быть последней». Я увидел, что люди пинают мячик, у них это получается, и есть целое сообщество спокойных и интеллигентных людей, с которыми мне приятно и у которых нет излишнего духа соперничества непонятно ради чего. Мы стали играть, и мои деловые качества позволили поставить это всё на системную основу, а руководство уже оформило это добротно и профессионально.

 

— Получается, что проведение турниров было изначально вашей идеей?

— Нет, проведение турниров изначально — идея администрации, мы просто регулярно играли, обсуждали это на форуме… В какой-то момент я взял организацию на себя, потому что мне показалось, что я буду делать это лучше. Потом это переросло в регулярные турниры, начали появляться и другие дисциплины.

Сейчас я уже не очень активно в этом участвую, так как меньше играю в футбол, а быть капитаном там, где люди лучше тебя что-то делают, — жуткий стресс для меня.

 

— А какое у вас теперь главное увлечение?

— Я очень люблю путешествовать на машине, и я думаю, что в ближайшее время я буду очень много ездить и преподавать в онлайн-режиме. У меня есть сверхцель — не зависеть от места проживания.

Я уже реализовал в принципе возможность зависеть не от работодателя, а только от своих компетенций, и я считаю, что на сегодняшний день я больше защищён, чем топ-менеджер какой-то крупной российской компании, кем я был когда-то.

 

— А до какой страны вы хотели бы доехать?

— На автомобиле хотелось бы хорошенько поездить по Европе.

А если говорить в принципе про то, какую часть мира я хотел бы получше изучить, то это Латинская Америка. Для этого я сейчас учу испанский и в августе поеду в Испанию, пройду там языковой курс.

Да, я хотел бы основательно проехаться по Латинской Америке, впитать в себя эту культуру. Я пересекался с ребятами оттуда, и они мне импонируют своей открытостью — это весёлые, нестяжательные люди. С пелёнок они впитывают другую харизму. Это не так, как у нас, когда кто-то говорит: давайте будем позитивными, а ты смотришь на него и понимаешь, что ему нужно для начала хотя бы выспаться! Латиноамериканцы пропитаны солнцем, здоровьем, энергия у них со знаком плюс, и, конечно, это будет для меня отличный опыт. Но туда нужно ехать подготовленным, я думаю, что реализую эту поездку где-нибудь через годик.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>