Интервью с репетитором по английскому языку Ольгой Миллич

Интервью с репетитором по английскому языку Ольгой Миллич


— Как спустя 10 лет успешной работы уйти «в никуда» и обрести гармонию?
— Что мотивирует взрослых людей изучать язык?
— Как репетитор может быть одновременно сценаристом, режиссёром и актёром?
— Почему русским студентам так плохо даются письменные задания по английскому?

Своей историей сегодня делится успешный репетитор PROFI.RU Ольга Леонидовна Миллич.

«Задача репетитора – гореть своим предметом»

Ольга Леонидовна Миллич
репетитор
по английскому языку.
Опыт преподавания — 10 лет.

— Расскажите, как вы пришли к репетиторству?

— Прежде чем я к нему пришла, я работала примерно 10 лет в мультинациональных компаниях в сфере маркетинга. И наступил момент, когда я начала ощущать бесполезность своего профессионального существования. Занимаясь цифрами, продажами, рекламными кампаниями, я не чувствовала никакого удовлетворения. И параллельно с этим мне захотелось свободы. Работа в офисе от звонка до звонка и дальше начала меня очень сильно напрягать. Возможно, это был первый кризис середины жизни. И я приняла решение всё бросить и уйти.

Читайте также: «GMAT И SAT: зачем их сдавать».

Я стала думать, чем могу заниматься, чтобы иметь свободный график, не сильно ухудшить своё материальное положение и при этом наконец-то заняться самореализацией. Английский я всегда хорошо знала, изучала его в двух вузах, в мультинациональных компаниях я прекрасно освоила бизнес-английский, и я села и написала письмо в ближайшее отделение English First. Мне позвонили и позвали на собеседование. Я пришла, пересказала свою историю, и мне дали две группы: бизнес и подростков. Так я стала преподавателем и параллельно начала работать в независимой группе консалтинга. Мы занимались исследованиями, построением бизнес-процессов, финансовыми потоками.
Я стала получать удовольствие от преподавательской работы, у меня начали появляться частные ученики. Постепенно их начало становиться всё больше и больше, с консалтингом было покончено, года через два я ушла из English First. Теперь я работаю репетитором английского практически на полную занятость, и я счастлива!

— Почему вы именно на репетиторстве остановились?

— Что меня привлекает? То, что у меня остаются время и силы на другие полезные мне и обществу занятия. Кроме того, мне интересен человек, а последнее время мне всё более и более интересны дети. Это, наверно, потому, что свой вырос. Мне нравится и то, что я сразу вижу результат своего труда. То есть дети ещё не видят, родители не видят, а я — вижу! Это как когда забор красишь: 30 секунд — и ты уже наблюдаешь результат. Так и здесь: 10 минут, и человек уже что-то новое выучил. Что мне ещё нравится? Это творчество, потому что одно и то же можно объяснить десятками разных способов. Можно устно, можно — размахивая руками, можно — нарисовав схему, можно — принеся игрушки, приведя примеры из разных британских учебников, в общем, способов миллион. Здорово, что это совместное творчество с учениками, потому что они заражаются твоим энтузиазмом и тоже начинают творить. Запускается ассоциативная память, они начинают что-то вспоминать, и совместными усилиями мы генерируем эссе, придумываем устные диалоги для экзамена, рассматриваем проблемы, ведём дискуссии. Ещё мне нравится, что, находясь по факту на одном квадратном метре, ты и режиссёр, поскольку всем управляешь, и сценарист — так как придумал сценарий урока, и актёр — используешь мимику, голос, паузу, чтобы привлечь внимание, воодушевить... Если задуматься, это целая жизнь!

— Ольга, вы являлись сценаристом программы по изучению английского для детей Funny English. Расскажите об этом опыте.

— Да, я действительно работала сценаристом на телевидении, в программе Funny English. Меня туда сосватала моя бывшая ученица, которая была финансовым директором одного из центральных каналов. Она на меня посмотрела и сказала: вы знаете, есть такая вакансия, и я чувствую, что вы как раз тот человек, который нужен. Я никогда не писала сценариев и никогда до этого не работала с детьми (только в этом году начала), но я села и написала тестовый сценарий, и он понравился редактору больше всех. В течение двух лет я написала 34 программы Funny English, которые шли сначала на канале «Теленяня», а потом на «Карусели». В некотором роде это была революция в обучении детей — ведущие и актёры были носителями английского языка, упор мы сделали на увлекательный сюжет, русский язык свели к минимуму. Поначалу приходили гневные письма о том, что «английский непонятен!». Ведь это было правильное британское произношение. Постепенно родители и дети привыкли, и мы стали получать мешки писем с благодарностями.

— У каждого педагога есть своя авторская методика. Расскажите, пожалуйста, о своей.

— В последнее время я очень много занимаюсь подготовкой к письменным заданиям, начиная с ЕГЭ и заканчивая кембриджскими экзаменами. И я постоянно сталкиваюсь с тем, что людям очень сложно формулировать свои мысли. И дело здесь не в английском. Они даже на русском сталкиваются с подобной проблемой. И, осознав свой опыт, сформулировав свои мысли и обратившись к британским первоисточникам, я разработала собственную программу обучения письменной речи. На данный момент я считаю это своей фишкой и даже хочу выпустить учебник. Пока я веду цикл вебинаров о том, как научить подростков писать. Накопилось множество эссе от учеников разных уровней, я их постоянно анализирую. И у меня получается в достаточно короткие сроки улучшить показатели учеников. Кстати, если брать статистику британских экзаменов, то у российских студентов оценки по устной и письменным частям экзамена ниже, чем по чтению и аудированию.

— А в чём проблема российских студентов, почему им не даются письменные задания?

— Это во многом из-за отсутствия креативности у современных молодых людей, которым интернет выдаёт готовые решения. Здесь очень важно запустить креативный процесс, и над этим я тоже работаю. Второй момент — это непонимание чёткой структуры эссе разных видов. И в третьих, проблема в построении логических связей. Умение связывать разрозненные мысли в единое, логичное целое достигается, как и любое умение, путём постоянных тренировок.

«Настоящая жизнь начинается тогда, когда всё идёт не по плану»

— У вас много взрослых учеников. Многие репетиторы не любят уроки со взрослыми, так как у них плотный график и зачастую пониженная мотивация к занятиям. Расскажите о своём опыте.

— Сегмент взрослых, работающих полный рабочий день, — самый проблематичный сегмент, потому что нужны регулярные занятия, дисциплина, постоянное погружение в язык. Кроме того, необходимо освобождать определённое количество энергии для того, чтобы информация закладывалась в долгосрочную память. А у них получается рабочий день как минимум 9 часов, а как максимум — босс, авралы, командировки и семья. Получается, что найти место для языка очень сложно. Человек должен быть в первую очередь организованным и четко осознать то количество усилий и времени, которое нужно затратить на обучение. Здесь нет чудес. Есть легенда о том, что в 20-х годах в Испании испанке на голову упал горшок с цветком, и она заговорила по-английски. Здесь так не будет. Язык — это, помимо способностей, в первую очередь дисциплина и самоорганизация. А задача преподавателя – транслировать свое воодушевление ученику, быть интересной и сбалансированной личностью, давать увлекательный материал и ориентироваться на конкретного ученика, учитывать его эмоциональное состояние, особенности восприятия информации.
Те, кто приходит ко мне, — это почти 100% бизнес-английский, и у них вопрос изучения языка стоит очень остро: без него их либо не повысят в должности, либо сократят, и останется тот человек, который может вести переговоры и презентовать на английском. Эти взрослые приходят с вот такими глазами: у меня есть 3 месяца, я не буду спать, я не буду есть, пожалуйста, спасите меня. Это внешняя мотивация, и она работает.
Что касается тех, кто учит язык для себя… Наиболее мотивированы те, кто путешествует: «Вы знаете, я был в Англии, и я открываю меню и понимаю только „пудинг”… Я не хочу есть пудинг три раза в день!» Ну и те, кто общается с иностранцами гораздо быстрее осваивают язык.

— Почему русские люди так плохо говорят на английском?

— Это идёт из школы. Уроки строятся неинтересно. Задача преподавателя — гореть и сыпать искрами из глаз, любить свой предмет. Я владею в той или иной степени пятью иностранными языками, в основном, их учила самостоятельно. Я люблю языки, люблю учиться. Обожаю общаться с людьми в разных странах. Я вижу красоту в идиоматических выражениях, словах, у которых нет эквивалента в русском языке. Мне нравится объяснять нюансы, и, когда я объясняю, у меня точно горят глаза, и ученики тоже этим заражаются, им передаётся интерес, положительные эмоции. Должно появиться то, что называется английским словом curiosity — смесь любопытства и любознательности. Когда мы очень хотим что-то узнать, мы находим источники информации, читаем, думаем и получаем ответы на свои вопросы. Или, например, мне кажется оригинальной какая-то моя мысль, и хочется донести её иностранцу. Запускается процесс мышления, я начинаю думать и делать что-то самостоятельно. В школе любопытство не эксплуатируется.
Ещё один момент — непонимание когнитивной возрастной психологии. Разница между девятилетним и двенадцатилетним ребёнком колоссальная. А охота учить язык отбивается уже в 7–8 лет. Посадить семилетнего ребёнка писать do does did в течение 20 минут — это не Funny English.

— Расскажите, как вы пришли к проведению вебинаров?

— Я постоянно хожу в книжные магазины самообслуживания, смотрю, какие учебники появились. И большинство из них мне кажутся либо скучными, либо заумными, неинформативными, часто встречаются ошибки… И когда предлагаемый материал не подходит, начинаешь делать по-своему. И вот это «по-своему» начало быстро работать, и мне захотелось всем накопившимся поделиться. Весной я села, набросала план, и получился целый цикл из трёх частей. Сделала так, что можно принять участие в одной части, а можно — во всех трёх, в зависимости от того, какой уровень у преподавателя. Я начала этим заниматься, чтобы не взорваться от всего накопившегося. Издание учебников — это дело более хлопотное, а вот в формате вебинара информацию можно донести здесь и сейчас, сразу увидеть результаты своего труда. Я получаю удовлетворение от того, что делюсь уникальным материалом, и от того, что это супертворческий процесс. Любопытно, что, когда я возвращаюсь к материалам вебинара 2 месяца спустя, что-то уже изменилось и во мне, и во внешней среде. Я вношу изменения, дополняю. У меня получается живой организм, который постоянно меняется. На последнем вебинаре преподаватели были очень активные, задавали много вопросов, и в результате моих размышлений над их вопросами ко мне пришли новые идеи, это стимулировало мой мыслительный процесс.

— Ольга, вы говорили, что первый год ведёте занятия с детьми. Расскажите о своём опыте. Как вы решились на это, какие ощущения?

— Удивительная вещь произошла! В моей анкете написано, что я готовлю к экзаменам, преподаю бизнес-английский, экономику на английском, а детей не беру. Но начиная с сентября мне начали постоянно присылать заявки родители детей, причём от пяти лет! И я вспомнила Джона Леннона, который сказал, что настоящая жизнь начинается тогда, когда всё идёт не по плану. Я подумала: вот, возможно, она как раз и начинается. И взяла нескольких детей 10 лет. Я получаю просто колоссальное удовольствие от общения с ними! Я опасалась, что мне будет очень скучно разбирать глагол to be, я буду спать, но вышло так, что я получаю от них огромную отдачу в человеческом плане!

— Какие вы видите горизонты в репетиторской деятельности?

— Хочу поставить цель написать учебник. Пока не поставила цель, поскольку я ещё занимаюсь живописью и пишу рассказы в жанре creative non-fiction и сейчас хочу начать публиковаться. Я достаточно амбициозный человек, картины я потихонечку уже начала продавать, и то же самое сейчас происходит с писательством: стоит задача продвижения.
Что касается репетиторства, то я собираюсь сделать ещё один вебинар, пока не скажу какой. Сейчас меня волнуют больше вопросы психологии. Это вопросы мотивации учеников: и взрослых, и подростков. Хотелось бы свои знания по каналам восприятия информации расширить. Я уверена, что в этой области задействованы не только органы чувств, но и что-то более глубокое, и подсознательно любой преподаватель это использует в своей работе. Осталось добыть, систематизировать информацию и подсознательное сделать более сознательным.

Интервью с репетитором по английскому языку Ольгой Миллич

Блиц

— Какую одну вещь вы бы взяли с собой на необитаемый остров?

— Планшет!

— В какой стране вы бы хотели провести свой следующий отпуск?

— Вы знаете, я полгода путешествовала, я могу Россию пока оставить? Отпуск на родине!

— Какое качество, вы считаете, самое важное для педагога?

— Эмпатия.

— Кем бы вы были, если бы не были репетитором?

— Я бы была на полставки художником, на полставки писателем!

— Без чего вы не представляете свой день?

— Не представляю свой день, если я не выгляну в окно и не полюбуюсь на цвет неба, на форму туч, на оттенки листвы на деревьях.

1 комментарий

  1. Здравствуйте, Ольга Леонидовна,
    Я очень горжусь Вами, читаю Ваше интервью и просто наслаждаюсь:
    ходом Ваших мыслей, Вашей многогранной личностью, правильно
    говорят, что » талантливый человек-талантлив во всем!»

    А еще говорят, что нужно общаться все время с такими умными, успешными людьми, так хочется быть ближе к Вам, может быть Вы
    Возьмете меня к себе, скажите у Вас есть домработница?

    Буду ждать ответа
    С огромным уважением
    СВЕТЛАНА БОРИСОВНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>